Большая проверка

Экономика и финансы
Москва, 30.01.2012
«Эксперт» №4 (787)
Новая кампания по борьбе с коррупцией вряд ли приведет к радикальным переменам. Но даже если ее единственным результатом станет обязанность ключевых отечественных предприятий проверять всех своих контрагентов, уже будет неплохо

Рисунок: Игорь Шапошников

Очередная кампания по борьбе с коррупцией набирает обороты. Поставив точку в затянувшейся истории с принятием законопроекта против фирм-однодневок, правительство решило навести порядок в госкомпаниях. Напомним, что в декабре Министерство энергетики по поручению премьер-министра Владимира Путина проверило предприятия отрасли на наличие в них конфликта интересов. В ходе проверки выяснилось то, что большим секретом, собственно, и не было: многие руководители энергетического комплекса напрямую связаны с поставщиками и подрядчиками своих компаний. Чем это закончилось, помнят все: публичный разнос провинившихся и последовавшие затем кадровые перестановки. На этом глава правительства решил не останавливаться и расширил круг «подозреваемых», включив в него 21 государственную компанию и корпорацию. 28 декабря было подписано поручение премьера, согласно которому компании, в которых государство имеет блокирующий пакет акций, должны, во-первых, отчитаться о доходах и имуществе топ-менеджеров и их родственников, а во-вторых, предоставить данные о конечных бенефициарах своих контрагентов. Следом в борьбу за прозрачность финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний включился президент Дмитрий Медведев, определив срок исполнения поручения премьер-министра: до 1 апреля. По всей видимости, в ближайшее время аналогичные меры будут приняты и в оборонке: вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что считает необходимым «установить истинных владельцев частных предприятий оборонно-промышленного комплекса».

Попавшие в список «подозреваемых» компании к исполнению поручения Владимира Путина подошли по-разному. Росатом, например, уже заявил о внесении соответствующих изменений в закупочную политику и о приостановлении действия закупочных процедур с компаниями, не предоставившими информацию о своих бенефициарах. Энергетики же, разбирательство с которыми послужило поводом для появления поручения, выступили с коллективным обращением, в котором потребовали смягчить его условия. При этом если первая часть поручения, где речь идет о подаче расширенной декларации о доходах, особых сложностей не представляет, то требование выяснить владельцев компаний-контрагентов вызвало ряд вполне закономерных вопросов.

Во-первых, для выполнения поручения установлен слишком сжатый срок. «Учитывая, что госкомпании взаимодействуют с большим количеством контрагентов, предоставить такой объем информации к 1 апреля достаточно проблематично», — уверена Виктория Бурковская, руководитель уголовно-правовой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Во-вторых, в поручении рекомендуется приостановить взаимодействие с теми компаниями-контрагентами, которые откажутся предоставлять информацию о своих владельцах, а это юридически невыполнимо. «Госкомпания может попытаться расторгнуть договор со своим контрагентом, апеллируя к тому, что он не выполнил требования о раскрытии информации. Но по нашему законодательству договоры в одностороннем порядке расторгаются только через суд, — объяс

У партнеров

    «Эксперт»
    №4 (787) 30 января 2012
    Президентские выборы
    Содержание:
    Самоопределение Путина

    Путин попытался найти срединную линию между разными взглядами на национальный вопрос так, чтобы эту линию могло поддержать большинство здесь и сейчас

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама