Большая проверка
Новая кампания по борьбе с коррупцией вряд ли приведет к радикальным переменам. Но даже если ее единственным результатом станет обязанность ключевых отечественных предприятий проверять всех своих контрагентов, уже будет неплохо

Очередная кампания по борьбе с коррупцией набирает обороты. Поставив точку в затянувшейся истории с принятием законопроекта против фирм-однодневок, правительство решило навести порядок в госкомпаниях. Напомним, что в декабре Министерство энергетики по поручению премьер-министра Владимира Путина проверило предприятия отрасли на наличие в них конфликта интересов. В ходе проверки выяснилось то, что большим секретом, собственно, и не было: многие руководители энергетического комплекса напрямую связаны с поставщиками и подрядчиками своих компаний. Чем это закончилось, помнят все: публичный разнос провинившихся и последовавшие затем кадровые перестановки. На этом глава правительства решил не останавливаться и расширил круг «подозреваемых», включив в него 21 государственную компанию и корпорацию. 28 декабря было подписано поручение премьера, согласно которому компании, в которых государство имеет блокирующий пакет акций, должны, во-первых, отчитаться о доходах и имуществе топ-менеджеров и их родственников, а во-вторых, предоставить данные о конечных бенефициарах своих контрагентов. Следом в борьбу за прозрачность финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний включился президент Дмитрий Медведев, определив срок исполнения поручения премьер-министра: до 1 апреля. По всей видимости, в ближайшее время аналогичные меры будут приняты и в оборонке: вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что считает необходимым «установить истинных владельцев частных предприятий оборонно-промышленного комплекса».
Попавшие в список «подозреваемых» компании к исполнению поручения Владимира Путина подошли по-разному. Росатом, например, уже заявил о внесении соответствующих изменений в закупочную политику и о приостановлении действия закупочных процедур с компаниями, не предоставившими информацию о своих бенефициарах. Энергетики же, разбирательство с которыми послужило поводом для появления поручения, выступили с коллективным обращением, в котором потребовали смягчить его условия. При этом если первая часть поручения, где речь идет о подаче расширенной декларации о доходах, особых сложностей не представляет, то требование выяснить владельцев компаний-контрагентов вызвало ряд вполне закономерных вопросов.
Во-первых, для выполнения поручения установлен слишком сжатый срок. «Учитывая, что госкомпании взаимодействуют с большим количеством контрагентов, предоставить такой объем информации к 1 апреля достаточно проблематично», — уверена Виктория Бурковская, руководитель уголовно-правовой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Во-вторых, в поручении рекомендуется приостановить взаимодействие с теми компаниями-контрагентами, которые откажутся предоставлять информацию о своих владельцах, а это юридически невыполнимо. «Госкомпания может попытаться расторгнуть договор со своим контрагентом, апеллируя к тому, что он не выполнил требования о раскрытии информации. Но по нашему законодательству договоры в одностороннем порядке расторгаются только через суд, — объясняет Илья Болотнов, партнер корпоративного блока компании “Пепеляев Групп”. — Иногда в договоре, конечно, указывают, что он может быть расторгнут в одностороннем порядке в любое время, но такая практика не является распространенной и серьезные подрядные контракты такой нормы, как правило, не содержат. Соответственно, если госкомпания захочет расторгнуть договор, контрагент может по суду оспорить это решение».
№4 (787)
30 января 2012 - 5 февраля 2012 В номере: Тема недели Повестка дня- Коротко
- Металлурги под колпаком
- Советскую историю сносят
- Греков тащат за волосы
- Неуправляемый капитализм
- Напряжение растет
- Шагнул на новую территорию
- Зачем корове телевизор
- Лишние активы
- Что мы понастроили
- Кому нужен кобальт
- Шоколадом уже не пахнет
- «Сколкову» на зависть
- Электричка для богатых
- Немецкие технологии на российский лад