Лишние активы

Русский бизнес
Москва, 30.01.2012
«Эксперт» №4 (787)
«Техносила», сеть бытовой техники и электроники, продается. Но никто не торопится ее покупать

Фото: ИТАР-ТАСС

Владелец «Техносилы» Михаил Кокорич, купив осенью 2010 года компанию-банкрота, планировал ее возродить. «Стратегии конкурентов нам известны и понятны, благодаря этому нам проще найти свою нишу, где конкуренции меньше, и начать ее осваивать», — говорил он. Однако с долгами, которые превышают активы почти в два раза (16–18 млрд рублей против 9,2 млрд), справиться так и не удалось. Вложив в сеть 300 млн долларов, новые собственники Кокорич и МДМ-банк, который, правда, утверждает, что является лишь кредитором, продают ее теперь за 200 млн долларов (6 млрд рублей).

Присоединиться к большинству

Михаил Кокорич осенью 2011 года в интервью «Эксперту» приводил в пример США и Европу, где в большинстве случаев на одну страну приходится один крупный продавец бытовой техники и электроники (MediaMarkt в Германии, Best Buy в США). Поскольку конкуренция рынка БТЭ — это конкуренция брендов производителей, а не ритейлеров, на этом фронте в мире и происходят основные бои. Михаил Кокорич рассчитывал на консолидацию российского рынка, в ходе которой крупнейшие игроки поглотят и оздоровленную «Техносилу». Он был уверен, что в среднесрочной перспективе сначала один из крупных российских ритейлеров купит другого, а потом объединенная компания сольется с третьим. В пользу этого аргумента говорило то, что крупнейшие игроки рынка стали придерживаться схожих стратегий и конкуренция могла не лучшим образом сказаться на их марже. Так, «Эльдорадо» после кризиса надумала отказаться от имиджа дискаунтера и стать сервисориентированной компанией для среднего класса, то есть выйти на рынок, где работает «М.Видео». «Техносила» тоже решила поискать свою нишу в среднем ценовом сегменте. В компании провели рестайлинг, чтобы быть не хуже обновленных магазинов тех же «Эльдорадо» и «М.Видео».

Однако последние объединяться передумали. По словам участников рынка, стороны не сошлись в цене. Не удалось им создать и альянс. Сети пытались договориться о «дележке» покупателей по ценовым сегментам: кто-то должен был работать в среднем ценовом сегменте, а кто-то взять на себя низкий. Но в низком сегменте ни один из переговорщиков работать не захотел. Так что встроиться в тренд консолидации у «Техносилы» не получилось. И оказалось, что, вместо того чтобы закрепиться в среднем ценовом сегменте, она пошла на таран рыночных монстров. Аналитики уверяют, что в таком случае шансов у компании нет.

У «Техносилы» были свои достижения в завоевании средней ценовой ниши — она до сих пор остается четвертым игроком на рынке, пусть и с большим отрывом от лидеров. В первом полугодии 2011 года был даже значительный рост продаж по отношению к сопоставимым периодам 2010 года, удалось договориться о продолжении поставок с некоторыми поставщиками, которым компания задолжала, началось сотрудничество с Apple, разборчивым в выборе продавцов. Но целевых финансовых результатов добиться не получилось. Так, доходы, которые, по планам, должны были превысить 30 млрд рублей, не дотянули до этого уровня (см. график). Аналитики пре

Новости партнеров

«Эксперт»
№4 (787) 30 января 2012
Президентские выборы
Содержание:
Самоопределение Путина

Путин попытался найти срединную линию между разными взглядами на национальный вопрос так, чтобы эту линию могло поддержать большинство здесь и сейчас

Международный бизнес
Экономика и финансы
Реклама