Лишние активы

Анастасия Напалкова
30 января 2012, 00:00

«Техносила», сеть бытовой техники и электроники, продается. Но никто не торопится ее покупать

Фото: ИТАР-ТАСС
«Техносила», сеть бытовой техники и электроники, продается. Но никто не торопится ее покупать

Владелец «Техносилы» Михаил Кокорич, купив осенью 2010 года компанию-банкрота, планировал ее возродить. «Стратегии конкурентов нам известны и понятны, благодаря этому нам проще найти свою нишу, где конкуренции меньше, и начать ее осваивать», — говорил он. Однако с долгами, которые превышают активы почти в два раза (16–18 млрд рублей против 9,2 млрд), справиться так и не удалось. Вложив в сеть 300 млн долларов, новые собственники Кокорич и МДМ-банк, который, правда, утверждает, что является лишь кредитором, продают ее теперь за 200 млн долларов (6 млрд рублей).

Присоединиться к большинству

Михаил Кокорич осенью 2011 года в интервью «Эксперту» приводил в пример США и Европу, где в большинстве случаев на одну страну приходится один крупный продавец бытовой техники и электроники (MediaMarkt в Германии, Best Buy в США). Поскольку конкуренция рынка БТЭ — это конкуренция брендов производителей, а не ритейлеров, на этом фронте в мире и происходят основные бои. Михаил Кокорич рассчитывал на консолидацию российского рынка, в ходе которой крупнейшие игроки поглотят и оздоровленную «Техносилу». Он был уверен, что в среднесрочной перспективе сначала один из крупных российских ритейлеров купит другого, а потом объединенная компания сольется с третьим. В пользу этого аргумента говорило то, что крупнейшие игроки рынка стали придерживаться схожих стратегий и конкуренция могла не лучшим образом сказаться на их марже. Так, «Эльдорадо» после кризиса надумала отказаться от имиджа дискаунтера и стать сервисориентированной компанией для среднего класса, то есть выйти на рынок, где работает «М.Видео». «Техносила» тоже решила поискать свою нишу в среднем ценовом сегменте. В компании провели рестайлинг, чтобы быть не хуже обновленных магазинов тех же «Эльдорадо» и «М.Видео».

Однако последние объединяться передумали. По словам участников рынка, стороны не сошлись в цене. Не удалось им создать и альянс. Сети пытались договориться о «дележке» покупателей по ценовым сегментам: кто-то должен был работать в среднем ценовом сегменте, а кто-то взять на себя низкий. Но в низком сегменте ни один из переговорщиков работать не захотел. Так что встроиться в тренд консолидации у «Техносилы» не получилось. И оказалось, что, вместо того чтобы закрепиться в среднем ценовом сегменте, она пошла на таран рыночных монстров. Аналитики уверяют, что в таком случае шансов у компании нет.

У «Техносилы» были свои достижения в завоевании средней ценовой ниши — она до сих пор остается четвертым игроком на рынке, пусть и с большим отрывом от лидеров. В первом полугодии 2011 года был даже значительный рост продаж по отношению к сопоставимым периодам 2010 года, удалось договориться о продолжении поставок с некоторыми поставщиками, которым компания задолжала, началось сотрудничество с Apple, разборчивым в выборе продавцов. Но целевых финансовых результатов добиться не получилось. Так, доходы, которые, по планам, должны были превысить 30 млрд рублей, не дотянули до этого уровня (см. график). Аналитики предполагают, что компания осталась убыточной. «За то время, что было у менеджмента, они только и успели разобраться, что делать. А конкуренция очень жесткая, и рынок быстро меняется. Поэтому времени на раздумья нет, и права на ошибку тоже», — объясняет причины неудачи Павел Бреев, вице-президент и директор по развитию «М.Видео». Александр Малис, президент «Евросети», более категоричен и уверен, что «Техносилу» следовало обанкротить еще два года назад. Привлекательным для покупки активом сеть так и не стала.

Само рассосется

«Мы не готовы покупать компанию целиком, с офисом, стоком и оборудованием. Менеджменту “Техносилы” мы сказали, что можем выкупить права аренды на 30–40 наиболее удачно расположенных магазинов», — говорит Павел Бреев. Другой источник в компании сообщил, что речь может идти о покупке на сумму 30 млн долларов. «Техносила» же, по словам участников рынка, хочет продаться полностью за 200 млн долларов. В MediaMarkt и управляющей «Эльдорадо» PPF Group ситуацию не прокомментировали. Эксперты полагают, что компаниям проще дождаться, пока «Техносила» сама уйдет с рынка, и затем «переделить» ее покупателей и помещения, нежели интегрировать ее в свою сеть.

Впрочем, не исключено, что, если попытка «приклеиться» к сильнейшим игрокам не удастся, сеть будет искать общий язык с коллегами из регионов. Известно, что менеджмент «Техносилы» предложил создать альянс региональным игрокам, среди которых «Поиск», «Сибвез», «Рембыттехника» и «Берингов». Речь может идти об аналоге закупочного союза. В этом случае долги «Техносилы» партнеров волновать не будут.