Пленники и конвоиры

Культура
Москва, 06.02.2012
«Эксперт» №5 (788)
62-й Берлинский кинофестиваль обратит внимание на новые территории

Фото: Архив пресс-службы

Первый крупный международный киносмотр 2012 года стартует в Берлине. Внимание россиян к Берлинале в этом году чуть ниже, чем в прошлом, хотя фестиваль превосходно доказал свою значимость уже тем, что награжденный «Золотым медведем» год назад «Развод Надера и Симин» стал одним из важнейших фильмов сезона и сейчас идет на «Оскара» (режиссер Асгар Фархади на сей раз заседает в жюри). Но нам-то что? Ведь русских тогда не заметили, и замечательный фильм «В субботу» Александра Миндадзе остался без призов, а теперь в конкурсе и вовсе нет ни одного из наших. Меж тем, как любой серьезный фестиваль, Берлинале заботится о преемственности. Доказательство тому — участие в основной программе пусть не российского фильма, но российского продюсера. Того же, что и год назад: Александра Роднянского.

Показав немалые успехи на нелегком поприще арт-кино (кроме «В субботу» он участвовал в появлении на свет фильмов «Я люблю тебя» и «Елена»), Роднянский решился на неслыханный для нашего продюсера шаг: спродюсировал иностранный фильм. И не какой-нибудь украинский или даже шведский, а американский, сделанный самим Билли Бобом Торнтоном. Пусть для большинства зрителей он — лишь еще одна голливудская звезда, бывший муж Анджелины Джоли и по совместительству певец, киноманы прекрасно знают, что он тонкий сценарист и интересный постановщик. Объясняя свое решение вложить деньги в режиссерскую работу Торнтона «Машина Джейн Мэнсфилд» (в главной роли сам автор, рядом — Роберт Дювалл и Джон Херт), Роднянский намекает, что это по-чеховски тонкая и неоднозначная драма. Однако дело, наверное, не только в этом, но и в международном прокатном потенциале, который у англоязычной картины, произведенной в США, всегда будет выше, чем у самого распрекрасного российского фильма. С другой стороны, и на общем фоне Торнтон выглядит выигрышно — недаром режиссерский опыт его бывшей супруги Анджелины, «В стране крови и меда», взяли только в секцию «Берлинале Special», а его пригласили в главный конкурс.

Других россиян среди борцов за «Золотого медведя» нет, зато в остальных секциях нашлось место для умного и жесткого Алексея Мизгирева («Бубен, барабан»), чья новая лента «Конвой» включена в «Панораму», и независимого документалиста Андрея Грязева, чей фильм «Завтра» посвящен деятельности арт-террористов из группы «Война». Современное искусство в Берлине в чести: в других программах ожидаются премьеры неигровых картин о творчестве Ай Вэйвэя и Марины Абрамович. Этому удивляться не приходится. В отличие от новой стратегии отборщиков, которая кажется сюрпризом: «свадебных генералов» в программе с каждым годом все меньше, а вот радикальных экспериментаторов, которых до того с большим радушием привечали в Каннах или Венеции, — больше.

Самое громкое из актуальных имен в конкурсе — Бриллианте Мендоза. Один из троих представителей филиппинской «новой волны» (мало счастливцев, хотя бы поверхностно знакомых со «старой», да и существовала ли она?), он самый везучий: успел побывать на всех основных фестивалях, а в

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №5 (788) 6 февраля 2012
    Борьба с офшорами
    Содержание:
    Третья древнейшая

    Налоговая экономия — далеко не главный мотив использования офшоров в деловом обороте. Иностранные юрисдикции позволяют лучше защищать собственность и гибче структурировать сделки. Вывод денег из крупных компаний с использованием офшоров тоже распространен. Однако фронтальная антиофшорная кампания контрпродуктивна. Куда актуальнее усилить акционерный контроль в госкомпаниях, госкорпорациях и госбанках

    Частные инвестиции
    На улице Правды
    Реклама