Государство не справляется с налаживанием эффективного управления сферой закупок. Помочь ему в этом может Национальная ассоциация институтов закупок — независимая площадка для согласования общественных и частных интересов, формирующихся в сфере государственных и корпоративных закупок

Фото: picvario.com/ Russian Look

Сфера государственных, муниципальных и корпоративных закупок представляет собой масштабный рынок с огромным числом игроков и транзакций. Между тем правовое регулирование этой сферы остается неудовлетворительным. Многочисленные поправки не избавили устаревший 94-ФЗ от ряда системных недостатков. Разработанный, прошедший общественное обсуждение и 1 ноября 2011 года внесенный в правительство законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» оказался фактически блокированным межведомственным противостоянием Минфина, Минэкономразвития и ФАС. Перетягивая канат, ни одно из этих ведомств не принимает на себя всю полноту ответственности за положение дел в сфере закупок.

По нашему мнению, кардинально изменить ситуацию способно лишь прямое общественное участие организаций и экспертов, занятых в этой области. Формой такого участия может стать создаваемая в настоящее время Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ).

Задача НАИЗ — выявлять лучшие закупочные практики, фиксировать интересные, но разрозненные идеи членов закупочного сообщества и, обобщая и интегрируя все самое конструктивное, доносить до государства перспективные правовые, организационные, инфраструктурные, образовательные и иные проекты. Коллективная форма представления ставит антикоррупционный барьер перед беззастенчивым лоббированием частных предпочтений и пристрастий, а также использованием закупочных проблем в бюрократических войнах.

Цель НАИЗ — создание федеральной контрактной системы (ФКС) и новых процедур закупок, обеспечивающих высокое качество исполнения государственного и муниципального заказов, препятствующих формированию монопольно высоких цен и коррупционных схем, гарантирующих конкурентоспособность корпоративных закупок и устойчивость развития закупочных бизнесов.

Портрет рынка

Общее количество государственных и муниципальных заказчиков достигает сегодня 300 тыс. юридических лиц. А государственными поставщиками, исполнителями и подрядчиками, по оценкам экспертов, выступают еще порядка 250 тыс. организаций всех форм собственности. По официальным данным Росстата, в 2010 году было заключено 11,7 млн государственных контрактов и сделок на общую сумму 4,9 трлн рублей. За девять месяцев 2011 года показатели составили 7,6 млн контрактов и сделок и 4,9 трлн рублей. Однако эти данные неполны. К ним необходимо прибавить данные о контрактовании в сфере государственного оборонного и муниципального заказов, в результате чего приведенные показатели, по нашим оценкам, значительно вырастут.

Средняя стоимость государственного контракта колеблется от 450 до 650 тыс. рублей. При этом рынок госзакупок значительно концентрирован. Менее 0,1% общего количества сверхкрупных контрактов стоимостью более 500 млн рублей дают более 40% всех средств, выделенных на закупки. При этом четыре пятых всех контрактов имеют стоимость в пределах 1 млн рублей. Доля средств, направляемых в такие контракты, в общем стоимостном объеме госзаказа не превышает 6%.

Что касается сегм

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (789) 13 февраля 2012
    Ближний Восток
    Содержание:
    Сирия не сдается

    Цель стран Запада и монархий Залива — свержение режима Башара Асада, а не прекращение насилия в стране. Если их план удастся, то Сирию ожидает не демократическое процветание, а анархия и экономический коллапс по ливийскому сценарию

    Частные инвестиции
    На улице Правды
    Реклама