Черно-белые начинают и выигрывают

Культура
Москва, 20.02.2012
«Эксперт» №7 (790)
Почему «Артист» получит «Оскара» и кто за ним последует

Фото: Архив пресс-службы

«Артист» в российском прокате вот уже несколько дней, а через неделю он наверняка получит «Оскара» как лучший фильм года. Впрочем, даже если не получит, феномен этой картины останется значимым. Впервые о ней услышали, когда «Артист» был в последнюю минуту включен в конкурс прошлогоднего Каннского фестиваля — к всеобщему удивлению. Поговаривали даже о коррупции в отборочном комитете: как-никак, режиссер Мишель Азанавичюс — француз, рука руку моет. Как иначе объяснить включение в самое престижное состязание Европы комедиографа, известного исключительно шпионскими пародиями? После премьеры скептики стихли. Еще до «Оскаров» и «Золотых глобусов» «Артист» взял приступом снобские Канны. Пусть приз ему достался только актерский, для Жана Дюжардена (до того считавшегося легкомысленным комиком), уже тогда стало ясно, что эта награда — лишь первая из многих.

Это очаровательное кино работает на многих уровнях. По-французски поверхностное и симпатичное, оно переносит это обаяние на голливудскую почву. «Артист» полон неподдельной меланхолии и тоски по золотой эре американского кинематографа — но при этом он очень смешной, полный виртуозных, хоть и простейших гэгов (недаром его второй главный герой — собачка Угги, джек-рассел-терьер, которой самые ярые поклонники требуют немедленно отдать «Оскара» за роль второго плана). Комичный, но и трогательный. Понятный на уровне сюжета даже ребенку, но при этом изящно стилизованный под старые фильмы, узнавание которых польстит синефилу. Единственная претензия, которую можно предъявить, — в том, что «Артист» «слишком милый». Но тут уж возразить нечего, только плечами пожать.

В центре интриги — выдуманный суперстар немого кино, известный всему миру герой приключенческих блокбастеров. На дворе конец 1920-х, момент изобретения звука. Не прислушавшись к совету мудрого циника-продюсера (блестящая актерская работа Джона Гудмана), герой увольняется из родной студии и наперекор всем снимает немой фильм с самим собой в главной роли. Результат — провал, разорение и забвение, спасти от которых экс-звезду сможет лишь его бывшая протеже, старлетка, чья популярность в теперешней эстетической парадигме растет как на дрожжах. Способны ли мужчина из былой эпохи и девушка нового времени найти точку пересечения? Ответ дает последняя, вероятно, самая элементарная и при этом самая яркая сцена «Артиста».

Почему экраны покорила немая и черно-белая лента, в самый разгар всеобщего увлечения 3D-аттракционами и компьютерными спецэффектами? Случаен ли столь сенсационный успех этой отнюдь не великой и даже не выдающейся, но очень хорошей картины? Как ни странно, отнюдь не случаен, — а доказать это поможет главный соперник «Артиста» на «Оскарах» «Хранитель времени» Мартина Скорсезе. Фильм, русское прокатное название которого лучше всего характеризует самого режиссера, пылкого архивиста, на протяжении многих лет спасающего старые кинопленки от забвения и исчезновения, являет собой масштабное признание в любви к раннему черно-белому (но ставшему с подачи

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (790) 20 февраля 2012
    Авиапром
    Содержание:
    К взлету не готовы

    Программа Минпромторга по развитию авиационной промышленности до 2025 года требует серьезной доработки. Прежде всего необходимо сделать более реалистичными планы по завоеванию доли мирового рынка и учесть отраслевые стратегии двигателестроителей, материаловедов и приборостроителей

    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Реклама