До земли еще далеко

Тема недели
Москва, 20.02.2012
«Эксперт» №7 (790)

Странная история приключилась с документом Минпромторга «Развитие авиационной промышленности до 2025 года». Направленная на согласование и, надеемся, на доработку в профильные ведомства, эта государственная программа «утекла» в прессу (первая публикация — в газете «Коммерсантъ» от 14 февраля) и вызвала множество вопросов у экспертов и наблюдателей.

Требуемые суммы на развитие отечественного авиапрома (1,7 трлн рублей) и ожидаемые показатели отрасли на мировом рынке (в частности, доля в 10% по самолетам и 30% по вертолетам) многие сочли не слишком обоснованными. У журналистов «Эксперта» не меньшее удивление вызвала реакция лидеров ключевых технологических направлений отрасли — двигателестроителей, материаловедов, приборостроителей: все они в один голос утверждали, что, хотя и слышали о документе, к работе над ним не привлекались.

Между тем хорошо известно, что главный тренд мирового авиапрома — экономичность, что связано прежде всего с двигателями, материалами и приборами. Именно здесь происходят серьезное инновационное продвижение и конкурентная борьба глобальных лидеров. Свои программы развития имеют и наши разработчики и производители соответствующих компонентов. Однако в документ Минпромторга их никто интегрировать пока не удосужился. Сосредоточившись на конечном продукте — самолетах и вертолетах, — авторы программы только обозначили интересы коллег по цеху, не обсудив с ними их собственные стратегии развития.

По нашей информации, согласования все же начались на прошлой неделе, и документ в обновленном виде, возможно, будет представлен к апрелю (по другим источникам — к июню).

Ситуация с программой развития авиапрома может оказаться хорошим кейсом для чиновников, озабоченных сейчас возрождением подзабытого искусства долгосрочного планирования национального хозяйства, поэтому стоит разобрать его поподробнее.

Первая попытка более или менее систематического планирования жизни страны была осуществлена в 2008 году, когда публике был представлен документ «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Год назад ее признали не соответствующей новым реалиям, возникшим из-за глобального кризиса, и предложили доработать 21 экспертной группе, собранной на базе Академии народного хозяйства и Высшей школы экономики. Судьба концепции остается неясной. Параллельно с 2010 года шел процесс укрупнения федеральных целевых программ и ведомственных мероприятий. Тогда еще министр финансов, Алексей Кудрин для повышения управляемости и снижения издержек межведомственных согласований предложил каждому ведомству вместо множества ФЦП утвердить единую госпрограмму, а ее исполнение отслеживать по общим для всех индикаторам. Утвержденный в конце 2010 года список оказался чуть сложнее, перечень госпрограмм увеличился до 41 (только Минпромторгу досталось пять), и ведомства начали их писать. Общий замысел для далеких от бюрократии людей не очень понятен — зачем одновременно и независимо писать и обобщающий документ, и п

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (790) 20 февраля 2012
    Авиапром
    Содержание:
    К взлету не готовы

    Программа Минпромторга по развитию авиационной промышленности до 2025 года требует серьезной доработки. Прежде всего необходимо сделать более реалистичными планы по завоеванию доли мирового рынка и учесть отраслевые стратегии двигателестроителей, материаловедов и приборостроителей

    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Реклама