До земли еще далеко

20 февраля 2012, 00:00

Редакционная статья

Фото: ИТАР-ТАСС

Странная история приключилась с документом Минпромторга «Развитие авиационной промышленности до 2025 года». Направленная на согласование и, надеемся, на доработку в профильные ведомства, эта государственная программа «утекла» в прессу (первая публикация — в газете «Коммерсантъ» от 14 февраля) и вызвала множество вопросов у экспертов и наблюдателей.

Требуемые суммы на развитие отечественного авиапрома (1,7 трлн рублей) и ожидаемые показатели отрасли на мировом рынке (в частности, доля в 10% по самолетам и 30% по вертолетам) многие сочли не слишком обоснованными. У журналистов «Эксперта» не меньшее удивление вызвала реакция лидеров ключевых технологических направлений отрасли — двигателестроителей, материаловедов, приборостроителей: все они в один голос утверждали, что, хотя и слышали о документе, к работе над ним не привлекались.

Между тем хорошо известно, что главный тренд мирового авиапрома — экономичность, что связано прежде всего с двигателями, материалами и приборами. Именно здесь происходят серьезное инновационное продвижение и конкурентная борьба глобальных лидеров. Свои программы развития имеют и наши разработчики и производители соответствующих компонентов. Однако в документ Минпромторга их никто интегрировать пока не удосужился. Сосредоточившись на конечном продукте — самолетах и вертолетах, — авторы программы только обозначили интересы коллег по цеху, не обсудив с ними их собственные стратегии развития.

По нашей информации, согласования все же начались на прошлой неделе, и документ в обновленном виде, возможно, будет представлен к апрелю (по другим источникам — к июню).

Ситуация с программой развития авиапрома может оказаться хорошим кейсом для чиновников, озабоченных сейчас возрождением подзабытого искусства долгосрочного планирования национального хозяйства, поэтому стоит разобрать его поподробнее.

Первая попытка более или менее систематического планирования жизни страны была осуществлена в 2008 году, когда публике был представлен документ «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Год назад ее признали не соответствующей новым реалиям, возникшим из-за глобального кризиса, и предложили доработать 21 экспертной группе, собранной на базе Академии народного хозяйства и Высшей школы экономики. Судьба концепции остается неясной. Параллельно с 2010 года шел процесс укрупнения федеральных целевых программ и ведомственных мероприятий. Тогда еще министр финансов, Алексей Кудрин для повышения управляемости и снижения издержек межведомственных согласований предложил каждому ведомству вместо множества ФЦП утвердить единую госпрограмму, а ее исполнение отслеживать по общим для всех индикаторам. Утвержденный в конце 2010 года список оказался чуть сложнее, перечень госпрограмм увеличился до 41 (только Минпромторгу досталось пять), и ведомства начали их писать. Общий замысел для далеких от бюрократии людей не очень понятен — зачем одновременно и независимо писать и обобщающий документ, и призванные быть интегрированными в него ведомственные госпрограммы. Тут уж либо дедукция, либо индукция. Но не меньше озадачивает и тот факт, что «кудринские госпрограммы» были ориентированы на исполнение целевых показателей типа «вы нам столько-то триллионов рублей, мы вам — столько-то процентов мирового рынка». Корпоративные стратегии и конкретные проекты учтены в них слабо, и в итоге, даже если стратегию для всей страны напишут на их основе, со всем национальным хозяйством может получиться как с авиапромом.

Как, на взгляд наивного наблюдателя, стоило организовать дело? Сначала изучить стратегии конкретных компаний, затем подняться до отраслевого уровня, наконец дойти до уровня ведомственного — и после этого садиться за национальную концепцию долгосрочного развития. Но на это, по-видимому, нет ни времени, ни желания — «копаться в почве», разбираться с многочисленными субъектами хозяйственной деятельности. В результате мы получаем вместо реальной траектории движения хозяйства страны чехарду целевых показателей, исполнение которых будет большим везением.