Экономика дарения и клубная фильтрация

Книги
Москва, 20.02.2012
«Эксперт» №7 (790)
Многое из того, что не улавливается экономикой традиционной, проходит по ведомству новой экономики. Книга о том, как действовать, чтобы выявить эти составляющие, вовлечь их в работу на благо общества

Цены дают информацию о соотношении спроса и предложения. Однако это не вся информация, которую можно извлечь из отношений производителей и потребителей.

В области дигитальной культуры — того, что скачивается в Сети, — не действуют некоторые законы обычной экономики, например закон предельной полезности: товар не может быть дефицитен в мире бесплатных копий. Многие дигитальные товары продаются по одной цене, независимо от качества. Причина в том, что у покупателей недостаточно информации о бесчисленных дисках, книгах и фильмах. Всего слишком много, а пока не попробуешь — нельзя ничего сказать о качестве. Покупатель оказывается в ситуации свободного выбора перед морем продукции. Но богатый выбор — это и плохой выбор. За него приходится платить тратой времени, нервов, неудовольствием при опробовании негодных образцов.

Неспособность потребителя оценить качество продукта запускает тенденцию ухудшающего отбора, в результате чего плохие товары вытесняют хорошие. Если потребитель не в состоянии сразу оценить качество товара, то продавцам выгодно подсовывать барахло, а за одинаковыми обложками не углядеть разницы содержания. Таков выбор «культурных» товаров через Сеть.

Итак, продавцы снижают качество, покупатели теряют время. А привычные институты — страховка, реклама — плохо справляются с ситуацией на рынке продуктов культуры. Не говоря уже о сопряженных проблемах — копирайта, размера оплаты труда автора-творца и проч.

Александр Долгин предлагает развивать новый социальный институт: коллаборативную фильтрацию — один из видов краудсорсинга, решения проблем через обращение к мнению «толпы», сообщества волонтеров, через использование коллективного разума и труда.

Примеры таких бесплатных коллективных действий весьма впечатляют. Это и перевод седьмой книги Гарри Поттера сетевыми энтузиастами, и Википедия, бесплатно создаваемая добровольными редакторами, и проект DMOZ, придуманный волонтерами онлайновый каталог ресурсов Сети, который стал сейчас каталогом Google. Это Linux, My SQL, Firefox — системы с открытым программным кодом, сайты Last.FM и «Имхонет». Коллаборативные фильтры работают против ухудшающего отбора, позволяя находить объекты и информацию в соответствии со вкусом и предпочтениями каждого конкретного человека.

Александр Долгин считает, что важнейшие задачи фильтрации мнений можно решить современными техническими средствами в социальных сетях. Пользователи, по мысли автора «Манифеста новой экономики», должны совершать очень привычные в таких сетях действия — оценивать свой выбор, удовлетворенность разными дигитальными товарами. Оценки не пустые, не просто баллы, а деньги.

Суть в том, что платежи за продукты культуры разбиваются на две части — стартовую за просмотр и последующую, добровольную, когда пользователь сам назначает цену своего удовлетворения. Доверительные рекомендации, поддерживаемые репутацией в группе близких по вкусам людей, дополняют эту систему добровольного платежа. Такая совокупность инструментов, по мнению Долгина, решает многие

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (790) 20 февраля 2012
    Авиапром
    Содержание:
    К взлету не готовы

    Программа Минпромторга по развитию авиационной промышленности до 2025 года требует серьезной доработки. Прежде всего необходимо сделать более реалистичными планы по завоеванию доли мирового рынка и учесть отраслевые стратегии двигателестроителей, материаловедов и приборостроителей

    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Реклама