О перелицовке думских выборов

Разное
Москва, 20.02.2012
«Эксперт» №7 (790)

Президент Медведев внёс на рассмотрение депутатов проект закона «О выборах депутатов Государственной Думы», последнего элемента заявленной им комплексной политической реформы. За первые сутки можно было составить только общее представление о документе — как-никак 410 страниц. Но понять его смысл, усмотреть заметнейшие плюсы и минусы и даже предсказать, каковы будут последствия его принятия, — всё это удалось; во всяком случае, успевшие высказаться комментаторы особо друг другу не противоречат. А вот что, кажется, не удалось пока никому, так это понять, зачем этот проект вообще нужен здесь и сейчас. Вполне, казалось бы, общепонятный запрос на обновление политической системы ответа не получает, реформа заменена перелицовкой, но уж зато сверхкардинальной. Стоит ли проделывать пропасть работ по переустройству электоральной системы, чтобы на выходе получить в сущности то же, что было на входе, — вопрос всё-таки открытый.

Многие наблюдатели поспешили обвинить проект в том, что он сохраняет (вар.: увеличивает) возможности партии власти по завоеванию большинства думских кресел. Странный упрёк. Крайне трудно, если вообще возможно, придумать сколько-нибудь вменяемую избирательную систему, исключающую выигрыш партии начальства, — и с чего бы вдруг само начальство принялось решать эту головоломную задачу? Другие сразу заявили о разочаровании: мол, президент сказал в декабрьском Послании, что предложит какой-то сдвиг в сторону мажоритарки, а его, мол, нет… Это неверно. Медведев по­обещал тогда «пропорциональное представительство по 225 округам». Если кто-то, ослышавшись, счёл, что речь шла об одномандатных или двухмандатных округах, то сам и виноват.

Итак, в законопроекте депутаты Думы избираются по единому федеральному округу, охватывающему всю Россию. Он поделён на 225 территориальных единиц (ТЕ), примерно равных по числу избирателей. Партии, участвующие в выборах, разбивают свой список кандидатов на региональные группы — каждая не более четырёх человек. И в бюллетени ТЕ, входящих в регионы, где у данной партии есть региональная группа, будут помещены фамилии входящих в неё кандидатов; где нет группы — только название и эмблема партии. Общефедеральная же часть партийного списка перестанет существовать. Мандаты распределяются между партиями, преодолевшими барьер, и далее внутри партий — между региональными группами в зависимости от их результатов. Схему распределения, кажется, даже можно понять; но продолжать понимать её долее минуты — не знаю, кто способен.

В проекте есть, повторюсь, явно удачные новшества. Так, партиям, выдвигающим федеральные списки, разрешат не собирать подписи для участия в выборах. Облегчён общественный контроль за ходом голосования: разрешены фото- и видеосъёмка. Выборы становятся более персонализированными: кандидатам придётся гораздо плотнее, чем прежде, работать с избирателями. Но тут плюс проекта перетекает в минус: даже сверхуспешность в такой работе мандата не гарантирует. Авторы гордятся тем, что по новому закону каждый регион

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (790) 20 февраля 2012
    Авиапром
    Содержание:
    К взлету не готовы

    Программа Минпромторга по развитию авиационной промышленности до 2025 года требует серьезной доработки. Прежде всего необходимо сделать более реалистичными планы по завоеванию доли мирового рынка и учесть отраслевые стратегии двигателестроителей, материаловедов и приборостроителей

    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Реклама