Последняя миля — на «автомате»

Анастасия Напалкова
20 февраля 2012, 00:00

Оператор моментальных платежей Qiwi с партнерами запустили сеть автоматических пунктов выдачи посылок. Почтоматы конкурируют с курьерами и обычной почтой за интернет-покупателей

Фото: Олег Сердечников
Почтомат будет посредником между курьером и получателем посылки

«Мы хотим сократить затраты на “последнюю милю” — самый дорогостоящий этап логистики, который заключается в передаче товара клиенту в руки. Один терминал может заменить нескольких курьеров», — объясняет Андреас Преговски, генеральный директор Qiwi Post. Компания, основанная тремя партнерами: польским Integr.Pl, инвестфондом iTech Capital и провайдером моментальных платежей Qiwi (у двух последних общий совладелец, основатель и гендиректор Qiwi Андрей Романенко), вышла на рынок почтоматов — терминалов для автоматической выдачи посылок, где клиент с помощью пин-кода может самостоятельно извлечь адресованное ему отправление. Они позволяют интернет-магазинам сократить логистические затраты до 20%, а другим видам дистанционной торговли (каталожной, сетевому маркетингу) — сроки доставки. Qiwi Post уже установила в Москве и области полтора десятка таких металлических шкафов с ячейками разных размеров и купюроприемниками и планирует запустить 400 в 2012 году. За три года компания вложит в проект 30 млн долларов.

Но она не единственный игрок на российском рынке. В прошлом году PickPoint и Logibox уже открыли около 200 почтоматов по всей стране, а потенциальный объем рынка составляет от 3 до 6 тыс. Тогда Россия сможет догнать более развитые в этом отношении страны Европы (см. график 1). По оценке PickPoint, почтоматы уже в скором времени будут обслуживать 15–20% отправлений B2C.

Беспокойные интернет-покупатели

Для курьерских служб получатели посылок B2C, то есть клиенты интернет-магазинов и прочей дистанционной торговли, сущее наказание. Они не знают точно, где будут, скажем, завтра с 9 до 14 часов. Их дом расположен далеко, еще и в каком-нибудь закоулке, а возвращаются они туда к полуночи. И, подумать только, им нужна сдача! То ли дело бизнес-клиенты: расплачиваются безналично, и секретарь сидит в офисе с 9 до 18. Впрочем, у покупателей к курьерам тоже много претензий: доставку осуществляют преимущественно в рабочие дни и часы, когда покупатель сам должен быть на работе, опаздывают, не могут найти адрес. Это все проблемы «последней мили», на которую, как рассказал гендиректор оператора экспресс-доставки «СПСР-Экспресс» Владимир Солодкин, приходится 30% стоимости доставки, а с учетом московских пробок даже больше.

Почтоматы позволяют удешевить доставку именно потому, что вышеупомянутые проблемы «последней мили» здесь нивелируются. Один курьер, обслуживающий почтомат, отвозит сразу несколько посылок по стандартному маршруту — экономится и время, и бензин. К тому же когда обычный курьер приезжает к покупателю на дом, тот часто возвращает часть покупок, в 10–12% случаев, процент же возврата у почтоматов куда ниже — невостребованными остаются около 3% отправлений. Участники рынка списывают это на то, что вернуть курьеру покупку технически очень удобно. Непонятно, правда, как отражается на лояльности клиентов, которым приходится мириться с нежеланными покупками, услуга почтоматов.

Интернет-магазин может доставлять посылки в почтоматы сам, а может прибегнуть к услугам той же курьерской службы. Как правило, в «домашнем» регионе многие интернет-продавцы справляются с доставкой своими силами, но вот межрегиональная логистика им пока не по плечу. Так, Qiwi Post в Москве будет сама доставлять товары, организовав собственную логистическую службу, а в регионах привлечет партнеров-логоператоров.

Доставка в почтомат обходится интернет-магазину, по оценкам, на 20% дешевле, чем курьерская. «Цена для партнеров должна быть ощутимо ниже цены курьерской доставки, но она может быть выше цены на услуги обычной почты, поскольку здесь все-таки тоже задействованы курьерские службы», — говорит Андреас Преговски. При этом покупатель видит около 10% разницы в цене доставки. «Часть затрат по доставке перекладывается на получателя, что зачастую позволяет достичь определенного снижения стоимости», — поясняет Татьяна Любимова, гендиректор DHL Global Mail в России.

Таким образом, выгоду от почтоматов должны получить все. Именно на этом основывают свои оптимистичные прогнозы представители нового вида бизнеса. «Автоматизированные терминалы — панацея при проблемах с доставкой, — заявляет Надежда Романова, генеральный директор сети PickPoint. — В ближайший год спрос будет превышать предложение». Впрочем, покупателям этот способ доставки сулит выигрыш не только материальный.

Победить человеческий фактор

Почтоматы позволяют не соприкасаться друг с другом курьеру и клиенту. А сама по себе возможность не встречаться с курьером и не зависеть от него для многих клиентов ощутимый плюс в услуге доставки.

«Это уже доставка не от двери к двери, а в ящик до востребования, — объясняет директор по маркетингу DHL Express в России Елена Емельянова. — Посылка ждет своего получателя в почтомате в течение нескольких дней». Что и требуется некоторым покупателям. «Аудитория почтоматов — активные люди, которые не хотят подстраивать свое расписание под курьеров. Задача сети почтоматов — дать им возможность получить посылку в любое удобное время, не отклоняясь от привычного маршрута», — объясняет Элина Короткова, директор по маркетингу Logibox.

Первой на этот потребительский запрос отреагировала немецкая почта, в Германии десять лет назад DHL стала устанавливать в местах большого скопления людей — прямо на улицах, возле торговых центров — DHL Packstation. Примеру последовали и другие страны. Практика показывает, что почтоматы действительно популярны в нерабочие часы, когда не все курьерские службы развозят посылки. В Европе, по данным Qiwi Post, 37% клиентов забирают из почтоматов посылки в вечернее и ночное время — с 18 до 8 утра, а российские клиенты PickPoint 34% отправлений забирают с 19 до 23 часов.

Акценты на круглосуточную доступность или независимость от курьера определили различия в стратегиях компаний. Qiwi Post и Logibox делают ставку на работу 24 часа и размещают свои автоматы на улицах, например возле торговых центров, а Logibox еще и на вокзалах. Для PickPoint же, напротив, непременное условие — находиться внутри помещения, куда покупатели приходят периодически. Желательно, чтобы был круглосуточный магазин, но даже если он работает лишь до вечера — это все же лучше, чем располагать автомат на улице, уверены в компании. «К недостаткам уличной установки можно отнести зависимость от погодных условий. Покупатели, которые забирают заказы, могут испытывать дискомфорт, к примеру, в дождь или снег. Кроме того, для российского потребителя важен фактор сохранности (отсутствие открытых пространств). Покупатель не будет доставать деньги или пластиковую карту на улице, чтобы произвести оплату за товар в почтомате», — уверяет Надежда Романова.

Дополнительное свидетельство того, что значительная часть покупателей хочет забирать посылки из стационарных точек, а не получать лично, — популярность в России такой услуги интернет-магазинов, как самовывоз товара. По данным PickPoint, самовывозом в 2011 году отправилось 6% посылок (см. график 2). У Logibox еще более впечатляющие цифры: в России спрос на этот вид доставки достигает 28% — в три раза выше, чем в Германии. Бешеную популярность самовывоза, гораздо большую, чем курьерская доставка, фиксирует ритейлер бытовой техники и электроники Media Markt. «Когда мы запускали магазин, я утверждал, что мотив онлайн-покупателей — избежать двухчасового стояния в пробках, получив товар на дом. Но оказалось, это не так! Я проспорил бутылку виски одному из коллег», — восклицает Гидо Обервальд, директор по операционной деятельности Media-Saturn Russia.

Безусловно, при самовывозе свою роль играет цена: это дешевле курьерской доставки, а часто и вовсе бесплатно. Ценовые же преимущества почтоматов менее ощутимы. Зато у почтомата есть такое уникальное преимущество, как сохранение анонимности покупателя, что важно при некоторых видах товара. Так, секс-шоп Intimshop в тех городах, где работают почтоматы, доставляет через них четверть посылок, притом что в среднем, посчитали в PickPoint, их число не превышает 8–10% отправлений.

Наибольший спрос на почтоматы, уверены участники рынка, ожидается там, где нет альтернативы «Почте России». «Развитие интернет-торговли сдерживается в том числе и отсутствием удобной и оперативной доставки заказанных товаров», — рассказали в Qiwi. Аналитики подсчитали, что отсутствие удобного способа доставки — повод отказаться от покупки для 45% покупателей. Кроме того, почтоматы претендуют на часть рынка торговли по каталогам и сетевого маркетинга, почти 90% доставки которых до сих пор осуществлялось почтой и 10% — курьером и самовывозом. Почтомат дешевле курьера, а по срокам доставки сопоставим с ним, то есть намного быстрее почты. Например, в Ozon.ru доставка курьером в самые отдаленные регионы занимает до десяти дней, а почтой — до шести недель. Не случайно служба экспресс-доставки EMS Russian Post, принадлежащая «Почте России», тоже тестирует почтоматы.

У Qiwi интерес к этому рынку связан еще и с основным бизнесом — процессингом платежей, в том числе в адрес интернет-магазинов. Так что в регионах Qiwi Post будет развиваться за счет сети партнеров Qiwi, оперирующих платежными терминалами. «У агентов, обладающих терминальной сетью по приему платежей, уже выстроена вся требуемая инфраструктура сопровождения (инкассация, специалисты технической поддержки, бухгалтерия и так далее), и при минимальных затратах при желании они смогут диверсифицировать собственный бизнес», — прокомментировали в Qiwi.

Конкуренты Qiwi уже диверсифицируют саму услугу почтомата. PickPoint и Logibox намереваются в этом году ввести пересылку отправления C2C, то есть максимально приблизить почтомат к обычной почте.