Самая дорогая электричка

Русский бизнес
Москва, 20.02.2012
«Эксперт» №7 (790)
Компания «Аэроэкспресс» запустила в Сочи, видимо, самую дорогую в мире электричку — каждый километр обошелся примерно в 120 млн долларов

Фото: Алексей Майшев

В прошлую среду транспортная компания «Аэроэкспресс», половиной которой владеют РЖД, начала регулярные пассажирские перевозки в Краснодарском крае — от аэропорта Сочи до центра города. Это первая новая железная дорога на Кавказе за последние 25 лет. Казалось бы, ничего примечательного — всего-то 2,77 км полотна. Однако влетело оно инвестору в 10 млрд рублей, то есть примерно 120 млн долларов за километр. Еще никогда пригородное сообщение не стоило так дорого. Однако чего не сделаешь ради Олимпиады — новая дорога призвана решить проблему перегруженности автотрасс на пути от аэропорта до центра города Сочи и тем самым сделать передвижение участников Олимпиады и ее гостей более быстрым и удобным.

Мал золотник, да дорог

Дороговизна новой дороги, конечно, впечатляет. Однако по-другому, видимо, быть и не могло. Дело в том, что длина пути от аэропорта до центра Сочи составляет 25,77 км. 23 из них электричка проезжает по старым рельсам. И только 2,77 км путей построено заново. Но в них-то и была загвоздка.

Мало того что прокладывать путь пришлось буквально через городские застройки (а это дополнительные расходы на выкуп земли), так еще и пришлось решать проблему со сложным горным рельефом. Почти половина длины этой дороги — сложные сооружения. В частности, в горах было прорыто два тоннеля (длиной 180 и 336 м), построено три эстакады (общей длиной 750 м) и возведен мост через реку Большая Херота (44 м). Кроме того, возведены подпорные стены общей длиной около километра вдоль остальной части маршрута, чтобы сдержать оползни.

Похоже, далась эта дорога с трудом. Помимо того что на нее пришлось потратить много денег, так еще и по времени строительство этих трех километров сильно затянулось — ведется оно с 2008 года. Неудивительно, что запуск дороги прошел в присутствии «тяжелой артиллерии» в виде заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака, президента РЖД Владимира Якунина. Именно они, а также генеральный директор «Аэроэкспресса» Алексей Криворучко и стали первыми пассажирами новой электрички.

Сейчас вся территория от Адлера до Сочи напоминает одну большую строительную площадку. Поездка на машине от аэропорта до центра занимает 30 минут — но только если нет пробок. В пробках добираться придется часа полтора, не меньше. Как рассказывают местные автомобилисты, проблема пробок стоит очень остро, и что будет на Олимпийских играх, им и представить страшно. Ведь, судя по данным «Аэроэкспресса», пассажиропоток на маршруте аэропорт—Сочи в 2012 году составит около 300 тыс. пассажиров, а уже в 2013-м — 575 тыс. Электричка должна решить проблему.

До мая этого года будет задействовано четыре пары поездов в сутки, далее к ним на год собираются присоединить еще четыре и снова удвоить количество к июню 2013 года. Сейчас на дороге используются отечественные поезда ЭД 4М из шести вагонов, такие же поезда Демиховского машиностроительного завода курсируют между городом и аэропортами в Москве. Каждый вагон ЭД 4М состоит из 38 мест (компоновкой 2+2) бизнес-класса, 7

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (790) 20 февраля 2012
    Авиапром
    Содержание:
    К взлету не готовы

    Программа Минпромторга по развитию авиационной промышленности до 2025 года требует серьезной доработки. Прежде всего необходимо сделать более реалистичными планы по завоеванию доли мирового рынка и учесть отраслевые стратегии двигателестроителей, материаловедов и приборостроителей

    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Реклама