Без лица

Культура
Москва, 27.02.2012
«Эксперт» №8 (791)
В нью-йоркском MoMA открывается ретроспектива Синди Шерман — одной из самых значительных художниц и фотографов XX века

Фото: The Museum of Modern Art, New York. Horace W. Goldsmith Fund through Robert B. Menschel © 2012 Cindy Sherman

Синди Шерман может быть тревожной героиней Хичкока, сладострастной Мэрилин Монро, Юдифью с картины Боттичелли, водителем-дальнобойщиком или порнозвездой — у нее тысяча лиц, однако ни одно из них не является настоящим. Она фотографирует саму себя во множестве обличий, но ее собственное лицо невозможно разглядеть под слоем грима. Клоунесса, пародистка, трагикомическая актриса или просто кривляка — ту, что прячется за тысячей масок, можно сегодня в мельчайших деталях разглядеть в Музее современного искусства в Нью-Йорке, где открывается крупнейшая выставка работ — теперь уже точно можно сказать — классика современной фотографии.

Рассказывая о Синди Шерман, невозможно избежать эпитетов «самая» и «первая». Действительно, она самая известная женщина-фотограф в мире, да и многим именитым мужчинам-фотографам даст фору в табели о рангах. Шесть месяцев Шерман даже удерживала звание автора самой дорогой фотографии в истории: в мае прошлого года ее ранний снимок был продан на аукционе Christie’s за 3,8 млн долларов. Однако через полгода новый рекорд был поставлен предыдущим рекордсменом Андреасом Гурски — в ноябре 2011-го его фото ушло с молотка на том же Chrisie’s за 4,3 млн.

Шерман одной из первых превратила травести в искусство. Были художники, которые фотографировались переодетыми, принимая разные образы, и до нее, но самым известным в мире мастером перевоплощений стала, безусловно, Синди. А уже вслед за ней потянулась череда мужчин-травести — японец Ясумаса Моримура и наш Владислав Мамышев-Монро, которые, впрочем, так и не смогли затмить ее славу. В свои почти шестьдесят Шерман настолько заслуженная, знаменитая, успешная, что полностью развенчивает миф о художнике — непризнанном гении. Как она умудряется сниматься на деньги гламурных брендов, продавать свои работы через самые крутые галереи в мире — в том числе галерею Гагосяна — и при этом оставаться героиней научных статей таких академичных критиков, как Розалинда Краусс, — загадка не меньшая, чем ее настоящее лицо. Впрочем, если озаботиться вопросом, конечно, можно узнать, как она выглядит, стоит только набрать ее имя в поисковой строке. Просто облик хрупкой невзрачной блондинки выветривается из памяти очень быстро, а вот те образы, которые она придумывает, запоминаются надолго. Она и работает прежде всего с механизмами коллективной памяти.

А началось все во время учебы в колледже, где она изучала живопись: Синди вдруг поняла, что «в живописи уже все сказано и уж лучше фотографировать и воплощать собственные идеи, чем копировать существующих художников». Склонность к переодеванию, идущую еще из детства, заметил ее бойфренд — кстати, в будущем тоже знаменитость мирового масштаба — художник Ричард Лонго, он и был первым фотографом Синди. В начале 1980-х она сняла свою дебютную серию под названием «Пассажиры автобуса». Уставший парень с кипой постеров под мышкой, молодящаяся старушка в модном пальто, хипповатый африканец с бородкой — всех этих персонажей Шерман примерила на себя, создав галерею портрето

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (791) 27 февраля 2012
    Президентские выборы
    Содержание:
    Пробуждение политики

    Главный итог текущего избирательного цикла в том, что в России расширилось пространство публичной политики. Это следствие сдвигов в структуре общества, к которым политической системе еще предстоит приспособиться

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Русский бизнес
    На улице Правды
    Реклама