Наш почти Куршевель

В Красной Поляне в рамках подготовки к Олимпиаде 2014 года за короткий срок удалось создать горнолыжную инфраструктуру мирового уровня, но кататься на лыжах россиянам сейчас по-прежнему выгоднее в Европе. Это ключевая проблема, от которой зависит будущее главного зимнего курорта России

Фото: Александр Гронский / Agency / Photographer.Ru

В Красной Поляне из большой олимпийской стройки постепенно вырисовываются очертания нового горнолыжного курорта с первоклассной туристической инфраструктурой. За качество склонов, подъемников и сервиса в новых отелях — спасибо Олимпиаде. Выигранное Россией право на проведение Игр изначально задало самый высокий уровень технологий. Амбиции у девелоперов курорта серьезные — будущую горнолыжную столицу Олимпиады уже ставят в один ряд со знаменитым Куршевелем. Однако по уровню цен на размещение, катание и многие услуги сравнение с известными горнолыжными курортами Европы чаще всего не в пользу Красной Поляны, и это для нее самый серьезный вызов. Если соотношение цены и качества не будет доведено хотя бы до среднеевропейского уровня, курорт обречен стать резиденцией для властей и местом отдыха для тех, перед кем Европа по каким-то причинам закрыла двери. Остальные предпочтут альтернативный вариант.

На лыжах по стройке

Новый сочинский аэропорт, видимо, не случайно стал первым олимпийским объектом, который еще полтора года назад ввели в эксплуатацию. На фоне стройки, с которой постоянно сталкиваются отдыхающие в Адлере и Красной Поляне, он чуть ли не главный свершившийся факт — вот так все и будет, причем довольно скоро. Для тех, кто помнит старый аэровокзал, больше похожий на сельскую автостанцию, снова побывать в Сочи стоит хотя бы ради того, чтобы увидеть новый. Правда, на выходе вас по-прежнему встречает привычная толпа таксистов-частников, предлагающих отвезти в Красную Поляну за полторы-две тысячи рублей. Альтернативы две — либо ловить маршрутку рядом с аэропортом, либо заказывать трансфер через гостиницу. Когда стройка закончится, к ним добавится совмещенная (железная и автомобильная) дорога, которая приведет к Красной Поляне по руслу реки Мзымты, а совсем недавно железнодорожники проложили ветку к аэропорту от адлерского вокзала.

Стройка вокруг аэропорта только прелюдия к тому, что ждет вас на самой Поляне. Если в ваши планы входит вечерняя прогулка по курорту, то она пока не состоится — поселок Эсто-Садок, где и находятся все горнолыжные комплексы, представляет собой одну большую стройплощадку вдоль единственной трассы. По ней постоянно снуют машины, а пешеходные тропинки на обочинах есть далеко не везде. Все остальные дороги практически непроходимы, потому что средняя зимняя температура в поселке — сакраментальное «около нуля», и вместо дорог — грязная каша с глубокими лужами, куда асфальт будут класть, видимо, в последнюю очередь. Летом здесь другая напасть — в поселке из-за стройки поднимается такая пыль, что очень быстро все приобретает одинаковый песочный цвет.

Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное, и олимпийское строительство сейчас, кажется, вошло именно в эту стадию. Характерный симптом хронической стройки в Красной Поляне — отсутствие каких-либо указателей и ориентиров; названия улиц на домах тоже произвольны. Поэтому уповать приходится либо на собственные способности по ориентированию на местности, либо на таксистов. Последние здесь нередко становятся единственной надеждой отдыхающих, особенно если вы остановились в самой Красной Поляне — до подъемников в Эсто-Садке отсюда неблизко, а о такой привычной для европейских курортов вещи, как бесплатный ски-пас, пока можно только мечтать. Но и с такси в Красной Поляне не все так просто — почему-то эта услуга в поселке, в отличие от самого Сочи, неразвита, машин не хватает. «Можно вас заказать через полчаса? А когда можете? Совсем не можете? Перезвонить через десять минут? Хорошо, жду… Другая машина? Через десять минут? Позже никак нельзя? Ну, хорошо». Этот телефонный разговор, еще надо заметить, происходит на улице — на курорте проблемы со связью. Из гостиницы, которой недавно присвоили четыре звезды, чтобы позвонить по мобильному, приходится каждый раз выбегать на улицу — во всем отеле ловится только один из сотовых операторов. Правда, заверяют, что к Олимпиаде все исправят и что, если у тебя не ловит сеть в каком-то закоулке трассы, это не страшно. Хотя как раз на трассах все сети работают лучше, чем в поселке.

Если вы уже решили, что ваш отдых в Красной Поляне превратится в сплошную борьбу с бытовыми трудностями, то это, конечно, не так. В дополнение к горным лыжам здесь есть и настоящий тайский массаж, и французский ресторан с владельцем-поваром из Франции, и отличные британские бани, а свое кафе или ресторан практически в каждой гостинице. В баре «Трактир Трикони» в выходные вечером яблоку негде упасть, свободный столик можно найти с трудом. На импровизированной сцене выступает коллектив из Сочи, солистка играет на клавишных, ей аккомпанирует парень на ударных. Это культовое место открыли в 2009 году владельцы другого подобного заведения — бара «Мюнхаузен». Расположение в самом центре Красной Поляны и хороший менеджмент позволяют держать качество работы на уровне, а цены приятно удивляют. Здесь все очень демократично, а некоторые посетители пускаются в пляс прямо в ботинках для сноуборда. В одиннадцать вечера музыканты заканчивают программу, официант сообщает, что кухня закрыта — еды больше нет, но и при таких намеках посетителей взашей не выталкивают.

Строительство горнолыжного курорта в Красной Поляне планируется закончить к зимней Олимпиаде expert_791_032-1.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Строительство горнолыжного курорта в Красной Поляне планируется закончить к зимней Олимпиаде
Фото: ИТАР-ТАСС

Чего действительно не хватает на Поляне, так это аутентичности, а она, согласитесь, обязательно должна присутствовать на хорошем курорте. Из сувениров здесь в основном дешевые поделки и магниты. Но вот предприниматель Петр Жалыбин, переселившийся сюда из Москвы, как раз работает над созданием уникального продукта — производит из местных растений вина, ликеры и бальзамы под брендом «Дары Красной Поляны». Вскоре его дегустационный зал должен открыться в одном из горнолыжных комплексов. «Никакая стройка, конечно, не улучшает экологию, но я все же надеюсь, что Олимпиада даст Сочи больше плюсов, чем минусов, — рассуждает Петр. — Посмотрите, как выглядит то место, где возводится “Роза Хутор”. Чувствуется, что уже в ближайшее время этот комплекс станет поселком не хуже, чем в Швейцарии. Так что давайте будем оптимистами — попробуйте вот малиновый ликер».

На склоне

«Перед поворотом приседаешь, а на повороте — встаешь. И не забывай делать уколы палками. И руки шире разводи, они должны тебе помогать сохранять равновесие, а не просто так болтаться где попало», — втолковывает инструктор Андрей. Наша задача не только запомнить сказанное, но и повторить в движении то, что запомнилось. Благо на трассе можно ни о чем постороннем не думать: инфраструктура для катания на курорте уже отличная. И для начинающих, и для опытных горнолыжников и сноубордистов есть широкие трассы, они к началу утреннего катания всегда расчищены и готовы, есть уйма возможностей для внетрассового катания, которое, естественно, официально запрещено. Все опасные участки огорожены сеткой, на развилках указатели с номером трассы и ее уровнем сложности, так что не запутаешься и уедешь на слишком легкую или, напротив, сложную. На открытых креслах подъемников работает подогрев сидений, кругом резиновые коврики. Есть эскалаторная лента на небольшой полянке для начинающих. Вот-вот откроется детская комната. И везде чувствуется строгий контроль на всех этапах — руководят многими подразделениями на Поляне приглашенные иностранцы с большим опытом работы.

Правда, в Красной Поляне сейчас открыты далеко не все из запланированных километров трасс четырех отдельных комплексов, которые в совокупности и составляют сам курорт. Например, на «Горной карусели», где во время Олимпиады будут прыгать с трамплинов и расположится медиадеревня, работает только 12 километров трасс из 70 планируемых. На «Розе Хутор», которая примет все олимпийские горнолыжные дисциплины, возможностей для катания больше — открыто 38 километров из 80, и в феврале здесь впервые в России прошел этап Кубка мира по горнолыжному спорту. Открыты трассы газпромовского комплекса «Лаура», где пройдут соревнования по лыжным гонкам и биатлону, а четвертый комплекс «Альпика-Сервис», выкупленный «Газпромом» в 2008 году, сейчас закрыт на реконструкцию. Но даже эта неполная картина убеждает: с точки зрения катания на склонах Поляны все сделано на мировом уровне. На одном из комплексов есть даже вечернее катание — подсвеченная трасса работает до 23 часов.

На склоне встречаем горнолыжного обозревателя Джеймса Коува. Он посетил более трехсот зимних курортов мира и по приглашению одного из европейских туроператоров в составе большой делегации британских журналистов приехал в Красную Поляну. «Я ошибочно предполагал, что Сочи, поскольку располагается в Восточной Европе, будет похож на другие восточноевропейские курорты Болгарии, Румынии и Польше, но я сильно заблуждался, — признается Джеймс. — Горнолыжные склоны и подъемники Красной Поляны так же хороши, как и на крупнейших курортах в Альпах. Здесь очень доброжелательная атмосфера и настоящее русское гостеприимство».

Возможны варианты

Однако цена этого гостеприимства пока совсем не европейская, что не может не навести на мысли о будущем курорта. Понятно, что, пока идет стройка, ожидать вала туристов сложно, но после Олимпиады желающих отдыхать в России по таким ценам явно будет не слишком много. И дело даже не только в том, что в гостиницах и ресторанах в основном дорого — проблема в ограниченном выборе и негибком ценообразовании. Например, на европейских курортах размещение в последние три недели января, как правило, стоит копейки: желающих кататься мало, поэтому отели резко снижают цены после новогоднего пика. А в Красной Поляне в конце января стоимость размещения в двухместном номере трехзвездочного отеля у склона начинается от 6 тыс. рублей. Этих денег не то что жалко, их просто не хочется платить, когда знаешь, сколько это стоит в Европе.

Правда, и в Красной Поляне уже стали появляться небольшие пансионы типа альпийских шале, где можно за пару тысяч в день забронировать через интернет номер с завтраком, — что мы и сделали. Отельчик находится в паре километров от склона, но каждое утро нас бесплатно везут на гору на микроавтобусе, а вечером забирают обратно — еще одно свидетельство того, что сервис в Красной Поляне уже не совсем отечественный. «Сегодня трехзвездочные отели достойного уровня — самый востребованный сегмент, недостаток которого остро ощущается в регионе», — отмечает Светлана Бурова, генеральный менеджер отеля Tulip Inn Rosa Khutor.

В середине февраля мы провели небольшое сравнение цен на разные составляющие отдыха на трех курортах — Красной Поляне, австрийском Майрхофене и французском Куршевеле, взяли последнюю «высокую» неделю горнолыжного сезона в конце марта (см. таблицу). Как видно из таблицы, при самостоятельном заказе услуг поездка в Красную Поляну позволяет существенно сэкономить на стоимости авиаперелета. В самом деле, после открытия нового аэропорта на линии Сочи — Москва началась полноценная конкуренция между перевозчиками, поэтому цены на билеты снизились. В пользу отечественного курорта и более короткий трансфер от аэропорта по сравнению с Австрией и Францией.

Однако преимущество в виде цены на авиабилеты теряется, если покупать их за три-четыре месяца до поездки, поскольку европейские авиакомпании при раннем бронировании дают очень выгодные тарифы. Кроме того, при самостоятельном путешествии за рубеж есть еще один вариант экономии на билетах — лететь в дальний аэропорт. Например, многие горнолыжники, направляющиеся в Австрию, берут билеты до Мюнхена (выбор вариантов перелета очень большой, цены низкие), а дальше на арендованной машине едут через Альпы в Тироль или Зальцбург.

Что касается размещения, то здесь главное преимущество Европы — богатство выбора, несопоставимое с Красной Поляной, а отсюда и другая ценовая политика. Из таблицы видно, что размещение в отелях средней и высокой звездности в Майрхофене существенно ниже, чем в Красной Поляне. При этом надо учесть, что Майрхофен весьма раскрученный курорт главной тирольской долины Циллерталь, и если есть желание сэкономить на жилье, то в той же долине можно найти небольшие курорты (например, Фюген), где проживание гораздо дешевле. К тому же австрийские гостиницы балуют туристов спецпредложениями, которые можно поймать в интернете. Например, в середине февраля в Майрхофене двухместный номер в четырехзвездочном отеле Echartauerhof в рассматриваемую нами неделю можно было забронировать всего за 23 134 рубля. Правда, отдадим должное Красной Поляне: по сравнению с Куршевелем цены на наши гостиницы совсем не кусаются.

Далее рассмотрим такую существенную составляющую горнолыжного отдыха, как стоимость услуг на курорте, прежде всего ски-пассов или абонементов на подъемники. В Красной Поляне они сейчас несколько ниже, чем в Альпах, но это только кажущееся преимущество. Проблема российского курорта в том, что там нет единого ски-пасса. Для катания на склонах разных комплексов надо покупать отдельные карточки, что в сумме может превысить соответствующие затраты в Австрии или во Франции (поскольку чем меньше срок катания, тем больше средняя стоимость за день).

Для начинающих горнолыжников это, наверное, не слишком принципиально — они могут всю неделю кататься в одном месте. А вот те, кто катается давно, будут явно разочарованы — в Альпах всегда можно купить единый ски-пасс на всю долину, где порой расположен десяток курортных поселков. «В настоящее время ски-пассы “Горной Карусели” дешевле ски-пассов ведущих европейских курортов, что отражает в том числе и меньшую протяженность трасс на российских курортах. Но, к сожалению, у нас еще нет таких продуктов как, например, ски-пасс на часть дня, семейные ски-пассы и других. Нет и единого ски-пасса на все зоны катания в Красной Поляне», — отмечает Евгений Каплун, заместитель генерального директора по развитию управляющей компании «НББ-Девелопмент», строящей в Красной Поляне комплекс апартаментов и отелей «Горки Город».

Похожая ситуация с прокатом горнолыжного инвентаря: на курортах Красной Поляны эта услуга заметно дороже, чем в Европе, хотя возможности проката — важнейшая часть курортной инфраструктуры. На альпийские курорты многие «профессиональные любители» ездят в том числе и затем, чтобы взять в прокате модели лыж, которые они просто не могут позволить себе купить.

Некоторыми объектами горнолыжного комплекса можно воспользоваться уже сегодня expert_791_035.jpg Фото: Николай Прокопенко
Некоторыми объектами горнолыжного комплекса можно воспользоваться уже сегодня
Фото: Николай Прокопенко

В итоге на круг получается, что при выборе между Красной Поляной и альпийскими курортами преимущество почти везде пока на стороне последних. Общее правило можно сформулировать так: если заранее забронировать билеты, а потом ловить отельные спецпредложения, горнолыжный отдых в Европе в среднем окажется дешевле, чем в Красной Поляне, а чаще всего — заметно дешевле. «В целом стоимость гостиничных услуг в Красной Поляне нельзя назвать завышенной, однако следует понимать, что вместе со всеми тратами отдых здесь выливается в немаленькую сумму, — констатирует Марина Смирнова, старший вице-президент консалтинговой компании Jones Lang LaSalle Hotels. — Турист должен потратиться на дорогу, питание, которое в Красной Поляне обычно недешево, а также на подъемники с учетом отсутствия единого ски-пасса. В результате получается, что можно сэкономить на проживании, выбрав недорогой отель, но не на инфраструктуре и сопутствующих тратах».

Есть и еще один важный фактор высоких цен в Красной Поляне — отсутствие организованных туроператорских продуктов, соединяющих в один пакет перелет, трансфер, проживание, ски-пасс и (опционально) другие элементы отдыха. У организованных туров, безусловно, есть ряд недостатков — перелет чартерными рейсами, которые часто задерживают, ненадежность туроператора, ограниченный выбор размещения, но в целом формирование турпакетов позволяет заметно снижать цены на отдых. К тому же многие просто не мыслят себе иной организации отдыха, кроме покупки готового тура. А для тех, кто привык путешествовать самостоятельно, горнолыжный тур может обойтись дешевле, если до поездки осталось сравнительно немного времени.

По мнению мэра Сочи Анатолия Пахомова, на российском курорте номер один цены на отдых остаются высокими именно из-за отсутствия интегрированных туроператорских продуктов. «Должно быть разделение труда: туроператоры формируют турпродукт, а власть помогает сделать его дешевле», — считает глава олимпийской столицы. Первый шаг в этом направлении уже сделан: в ноябре прошлого года Минтранс предложил отменить НДС на внутренние авиаперелеты, что, по оценке авиакомпаний, может удешевить билеты примерно на 10%.

Гостиничные девелоперы также признают, что туроператорские продукты Красной Поляне необходимы. «Этим вопросом мы активно занимаемся уже сейчас, — говорит руководитель департамента гостиничных проектов «НББ-Девелопмент» Евгений Безель. — Это и круглые столы с участием наших партнеров — инвесторов, гостиничных операторов, туристических компаний по приему, авиакомпаний, и экспертные оценки профессионалов рынка въездного и выездного туризма, и профессиональные пресс-туры для туристических изданий и профильных журналистов, а также ознакомительные поездки для представителей туристических компаний и целевых корпоративных клиентов по всем направлениям». А Евгений Каплун называет еще одну интересную будущую нишу для туроператоров — организация туров выходного дня для москвичей: «Два часа полета из Москвы и 27 минут на скоростном поезде до Красной Поляны — это быстрее, чем, например, из Чертанова в Дмитров на машине по московским пробкам. Катание здесь не с холма, а с высоты 2400 метров. И никакой разницы во времени, в отличие от Европы».

Сложно продать все

Отдельный аспект будущего Красной Поляны — судьба тысяч квадратных метров жилой недвижимости (апартаментов и шале), активно возводимой на курорте. По оценке Марины Смирновой, к Олимпиаде здесь будет построено порядка 3 тыс. апартаментов на продажу.

Самый масштабный девелоперский проект — комплекс «Горки Город» на двух уровнях курорта «Горная карусель» — возводит компания «НББ Девелопмент», близкая к сенатору от Краснодарского края и председателю совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа» Ахмеду Билалову. В рамках проекта заявлено примерно 2,5 тыс. апартаментов, 110 частных домов, 11 гостиниц, а также коммерческая недвижимость, спортивные объекты и социальная инфраструктура. Всего будет построено около 580 тыс. кв. метров различной недвижимости. Проектировщики «Горки Город» российские архитекторы Михаил Филиппов и Максим Атаянц постарались сочетать классические мотивы сочинской архитектуры с природой Красной Поляны в духе идей «нового урбанизма» и с акцентом на качество и экологичность жизненного пространства.

Другое дело — коммерческий успех проекта. По мнению генерального директора краснодарской консалтинговой компании Macon Realty Group Ильи Володько, сильная сторона «Горки Города» — сбалансированное предложение апартаментов. Если до кризиса девелоперы предпочитали строить в Сочи квартиры площадью от 75 кв. метров, то в этом комплексе минимальная площадь начинается от 32 кв. метров, а стартовая цена — примерно от 3 млн рублей. Однако, убежден Илья Володько, активное строительство апартаментов в Красной Поляне пока не подтверждено спросом: «Более 95 процентов спроса на недвижимость Сочи сосредоточено в приморской части, где ее покупают любители пляжного отдыха. Популярность горнолыжного туризма намного ниже, как и количество тех, кто готов приобретать недвижимость на горнолыжных курортах. В 2011 году ежемесячное число сделок по купле-продаже апартаментов в Красной Поляне составляло не более 20 единиц, в то время как объем заявленных к реализации квартир измеряется сотнями. С большой долей уверенности можно предположить, что и в 2012–2015 годах профицит предложения в этом районе будет сохраняться».

Между тем в презентации «Горки Города», подготовленной компанией Knight Frank, проект сравнивают с Куршевелем и еще одним VIP-курортом — швейцарским Сант-Морицем, а кроме того, утверждается, что к началу Олимпиады рост цен на жилье в этом комплексе составит 40–50%. В этом можно усмотреть значительный риск переоценки еще строящегося объекта наряду с неправильным его позиционированием. «С точки зрения покупателей, цены в проекте “Горки Город” завышены и сопоставимы с ценами на недвижимость в зарубежных курортах, качество которых на текущий момент выше. Для существенного увеличения темпов продаж апартаментов необходимо снижение цены реализации не менее чем на 30–35 процентов», — полагает Илья Володько.

По прогнозу Macon Realty Group, стоимость апартаментной и жилой недвижимости в Красной Поляне будет сохраняться на текущем уровне до олимпийского 2014 года, и только затем возможен ежегодный рост до 10%, если Олимпиада станет серьезным стимулом для увеличения туристического потока. Еще одним источником роста продаж могут быть крупные компании, нередко приобретающие горнолыжные апартаменты и шале для корпоративных нужд.

Впрочем, девелоперы «Горки Города» пока предпочитают не делать далекоидущих выводов: «Все прогнозы сегодня походят на гадание на кофейной гуще, — отмечает Евгений Безель. — Строительные объемы напрямую завязаны на олимпийские обязательства, и каждый инвестор-девелопер стремится оптимизировать будущее использование олимпийского наследия. Однозначно можно прогнозировать только повышенный интерес к курорту в период самих Игр и сразу после них. Поэтому очень важно, насколько услуги курорта в этот период будут качественными и оправданными по цене».

Красная Поляна — Ростов-на-Дону

«Горная Карусель»

2004 год. Проектные работы. Горнолыжная инфраструктура проектировалась французской компанией Dianeige. Мастер-план и градостроительную концепцию курорта разрабатывали проектно-архитектурное бюро компании «Горимпекс» совместно с Пьером Динером, одной из наиболее авторитетных фигур «архитектуры досуга» во Франции (проектировал в том числе Куршевель). 8 декабря — заложен фундамент курорта.

2007 год. Строительство гондольной дороги № 1, участок 540–960 м.

Установка системы искусственного оснежения Snowstar. Строительство гондольной дороги № 2 (участок 960–1460 м) и проект гондольной дороги № 3 (участок 1460–2200 м).

2008 год. Установка билетно-пропускной системы Skidata, проектирование противолавинной системы Gazex. Проектирование олимпийских трамплинов К-125 и К-95. Завершение строительства первых двух трасс протяженностью 6,47 км. 27 декабря — курорт открыт для посетителей.

2009 год. Монтаж противолавинной системы Gazex.

2010 год. Запуск в эксплуатацию гондольной канатной дороги № 3 типа MULTIX-8 производства компании Pomagalski S.A. (Франция). Укомплектован парк снегоуплотняющей техники Prinoth.