Продавцы против инноваций

Русский бизнес
Москва, 27.02.2012
«Эксперт» №8 (791)
Без новых технологий ритейлеры могут разориться. Но и внедрять их в России непросто: инфраструктура не развита, а работники магазинов не спешат выполнять все указания менеджмента

Фото: AP

«Теперь делать покупки стало чрезвычайно просто. Возьмите в руку iPhone и следуйте инструкциям», — бодро рассказывает один из участников ежегодной выставки новых технологий для ритейла Retails Big Show 2012, организованной американской Национальной розничной федерацией. Первая инструкция iPhone шокирует. На экране гаджета написано буквально следующее: «Сегодня вы можете оставить в магазине 1500 долларов, подтвердите это». Менеджер по продажам разработчика этого приложения AisleBuyer LLC Maрисса Лоуманулыбается и объясняет: «Все очень просто: информация о вас, собранная из открытых источников (данные фейсбука, сведения о покупках и прочее) дает устройству возможность выдать примерную сумму, которую вы можете потратить на одежду в магазине».

Я не разделила восторга Мариссы, мне стало не по себе. Неужели без тотальной слежки уже ничего не продать? Оказалось, что продать пока что-то можно, а вот торговать прибыльно без новых технологий уже весьма затруднительно.

Ритейл замедляется

Времена бурного роста розничной торговли прошли — как во всем мире, так и в России.

По данным американской Национальной розничной федерации, оборот мировой розничной торговли во всем мире в 2011 году увеличился лишь на 4,7% (в плюс мировой ритейл вышел в основном благодаря продажам в странах БРИК и в США). До кризиса, в период с 2005-го по 2008 год, общемировой оборот розничной торговли рос со средним темпом 8,3%. В 2008 году он достиг 14,5 трлн долларов. Но в результате экономического кризиса в 2009 году упал сразу на 6,4%.

Росстат выдает более оптимистичные данные: за 2011 год оборот розницы составил 19,075 млрд рублей, что на 7,2% больше, чем в 2010-м. Однако эти цифры могут радовать лишь в сравнении с общемировыми данными, но не с российскими темпами роста середины 2000-х.

Ритейлеры предупреждают: бешеных денег в торговле больше ждать не стоит. Так, прогнозируя рост выручки в 2012 году на 15–20% (32% в 2011-м), гендиректор Х5 Retail Group Андрей Гусев говорит: роста продаж на 40% в год, как раньше, больше не будет. Гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий тоже признает, что рост замедляется: в этом году он ждет от компании роста продаж на 25–30% против 42% в 2011 году.

«Мы прогнозируем и обозначаем динамику рынка бытовой техники и электроники как позитивно плоскую», — заявил «Эксперту» вице-президент и директор по развитию «М.Видео» Павел Бреев.

Согласно опубликованному в начале февраля исследованию компании Ernst & Young, замедляющаяся динамика реальных доходов населения, законодательные препоны, дорогая аренда и нехватка квалифицированного персонала не позволяют надеяться на прежние темпы развития российского ритейла.

Новая реальность ставит вопрос о смене статус-кво — рынок продавца становится рынком покупателя. И те ритейлеры, которые смогут адаптироваться к новым условиям, смогут удержаться на рынке, в один голос утверждают все участники рынка.

Ситуация для российских ритейлеров усугубляется еще и растущей глобализацией и информатизацией. За последние три года меж

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (791) 27 февраля 2012
    Президентские выборы
    Содержание:
    Пробуждение политики

    Главный итог текущего избирательного цикла в том, что в России расширилось пространство публичной политики. Это следствие сдвигов в структуре общества, к которым политической системе еще предстоит приспособиться

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Русский бизнес
    На улице Правды
    Реклама