Удачный кадр

Спецвыпуск
Москва, 27.02.2012
«Эксперт» №8 (791)
Фотогаджеты начинают теснить рынок фототехники. Однако он все же продолжает развиваться, наиболее динамично — в сегменте дорогих зеркальных фотоаппаратов

Фото: Charlotte Von Waldenfels для «Эксперта»

Вы еще снимаете на фотопленку? Скорее всего нет: пленочные фотоаппараты и сопутствующие им проявитель, ванночки с фиксажем, красная лампа и другие атрибуты аналоговой фотосъемки для большинства остались в прошлом. Главным инструментом фотографии окончательно и бесповоротно стал цифровой фотоаппарат.

Однако в прошлом году мировой рынок этой техники впервые за свою историю (если не считать провала продаж в кризисном 2009-м) пошатнулся. По данным Ассоциации производителей фотокамер (Camera & Imaging Products Association, CIPA), по итогам 2011-го мировое производство фотокамер снизилось на 5%, до 115,5 млн единиц (см. график 1). Падение в денежном измерении было еще более значительным — почти на 12%, до 18 млрд долларов.

Общемировое снижение продаж цифровых фотоаппаратов специалисты объясняют натиском мобильных устройств, которые в последнее время фотографируют все лучше и лучше. Впрочем, не все страны вписываются в этот общемировой тренд. Например, в России рынок фототехники пока активно растет: по данным международной исследовательской компании GfK, по итогам прошлого года он достиг 6,5 млн единиц. Это примерно на четверть больше, чем в 2010-м, и более чем вдвое превышает результаты кризисного 2009 года, когда было продано около 3 млн цифровых фотоаппаратов (см. график 2).

Правда, пока угроза драматичного падения мирового рынка все же невелика, и вряд ли в обозримом будущем фотогаджеты станут причиной сильного сокращения рынка фотокамер. «Да, в мобильных телефонах сейчас появляются все более качественные функции фотосъемки, скажем, уже не редкость, когда смартфон имеет встроенную пятимегапиксельную камеру. Однако все же наиболее важные и интересные события своей жизни люди предпочитают запечатлевать с помощью отдельного фотоаппарата, — говорит Никита Сивов, консультант GfK. — Это в первую очередь относится к отечественному рынку, который сильно упал лишь в кризис, а сейчас продолжает уверенный рост. Вполне возможно, что в ближайшее время российский рынок фототехники станет одним из самых крупных в Европе».

Зеркальное наступление

В целом весь рынок фототехники специалисты делят на два больших сегмента — более дорогие фотоаппараты со съемной оптикой (это в основном так называемые зеркалки — зеркальные камеры) и более доступные камеры с несъемным объективом (самые дешевые из них обычно называют мыльницами).

«Мыльницы» — гораздо более массовый товар: по данным CIPA, мировой объем их производства в прошлом году достиг 100 млн единиц, в то время как камер со съемными объективами выпускают почти в семь раз меньше — около 15 млн. Естественно, в денежном выражении этот разрыв не столь велик: в прошлом году «мыльниц» продано примерно на 12 млрд долларов, а более дорогих камер со съемными объективами — на 6 млрд.

Интересно, что динамика развития этих двух основных сегментов рынка разная. Общемировое снижение продаж цифровых фотокамер происходит как раз за счет сокращение продаж «мыльниц»: по данным CIPA, в прошлом году их производство в мире сократилось н

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (791) 27 февраля 2012
    Президентские выборы
    Содержание:
    Пробуждение политики

    Главный итог текущего избирательного цикла в том, что в России расширилось пространство публичной политики. Это следствие сдвигов в структуре общества, к которым политической системе еще предстоит приспособиться

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Русский бизнес
    На улице Правды
    Реклама