Трансформеры атакуют

Конкурентное напряжение на российском рынке трансформаторов нарастает — концерн Siemens открыл новое производство трансформаторов в Воронеже

Фото: Алексей Майшев
Конкурентоспособность любого нового проекта по производству трансформаторов может очень сильно зависеть от квалификации намотчиков

Инвестиции немецкого концерна Siemens в новый завод составили 50 млн долларов. Завод «Сименс Трансформаторы», стопроцентно дочернее предприятие Siemens AG, стал двадцать первым по счету трансформаторным заводом концерна в мире. Он будет производить силовые трансформаторы класса напряжения до 220 кВ, а также тяговые трансформаторы для локомотивов и поездов. Построен завод в рекордные сроки — всего за полтора года. Немцы торопятся. Надо в кратчайшие сроки застолбить за собой перспективный российский рынок, побороться за который захотели как крупные российские стратегические игроки, так и зарубежные гранды. Ведь тот, кто выйдет на него быстрее, получит не только больше заказов, но и более выгодный доступ к местным ресурсам и квалифицированным кадрам.

Конкуренция будет острой

Трансформатор (по-английски transformer) нужен для преобразования напряжения переменного тока за счет электромагнитной индукции. По сути это электрический аппарат, состоящий из набора индуктивно связанных обмоток. Существует множество типов трансформаторов, в том числе определяемых по способу охлаждения.

Завод в Воронеже будет работать, скажем так, в среднем с точки зрения напряжения сегменте рынка. На первом этапе он сосредоточится на производстве трансформаторов напряжением до 220 кВ. Вместе с тем Siemens уже изучает возможность расширения ассортимента вплоть до трансформаторов напряжением до 500 кВ. Предприятие станет еще одной производственной единицей электротехнического кластера в Воронежской области. В его состав уже входят предприятия по выпуску высоковольтного оборудования и комплектных распределительных устройств с элегазовой изоляцией. Оба эти производства организованы на базе воронежского ООО «Сименс высоковольтные аппараты» (см. «Без страха перед электрической дугой» в «Эксперте» № 27 за 2011 г.).

Производственные мощности нового завода составят 10 тыс. мегавольт-ампер (МВА) условной мощности, что эквивалентно выпуску примерно 100–140 трансформаторов в год. Это меньше 10% установленных мощностей всех трансформаторных заводов в России. То есть новое производство по российским меркам отнюдь не крупное. Однако президент Siemens в России Дитрих Мёллер утверждает, что трансформаторы его производства будут более долговечными, чем российские аналоги, а значит, они могут рассчитывать на некоторую премиальную составляющую в цене. Немцы предполагают, что, как только завод выйдет на полную мощность, его годовая выручка превысит 100 млн евро — это вдвое больше первоначальных вложений.

Вообще говоря, мощности по производству трансформаторов в России сильно превышают потенциальный спрос (см. таблицу). Однако со сбытом у воронежского предприятия проблем, видимо, не будет. Завод уже получил первые заказы. В частности, подписан контракт о поставке двух силовых трансформаторов мощностью 63 МВА классом напряжения 220 кВ для подстанции «Юбилейная» МРСК Волги. Еще два трансформатора мощностью 20 МВА классом напряжения 35 кВ заказал «ЛУКойл» для своих энергетических предприятий. Подписано соглашение о намерениях по использованию сименсовских трансформаторов завода с Федеральной сетевой компанией России (ФСК). Вообще, в России количество современных мощностей по производству трансформаторов для магистральных, то есть классом свыше 220 кВ, и распределительных сетей сегодня значительно отстает от потребностей главных сетевых компаний — ФСК (владеет магистральными сетями) и холдинга МРСК (владеет распределительными сетями). А деньги на модернизацию сетей заложены большие: пятилетняя инвестпрограмма ФСК тянет почти на триллион рублей, а на то, чтобы снизить изношенность распределительного комплекса хотя бы до 50%, как подсчитали в холдинге МРСК, надо еще 2,8 трлн рублей. Наконец, новый завод, видимо, гарантированно получит заказы и на производство трансформаторов для локомотивов. Дело в том, что на базе компании «Уральские локомотивы», совместном предприятии группы «Синара» и концерна Siemens, будут производиться грузовые магистральные электровозы и электропоезда. Для них-то и могут понадобиться новые воронежские трансформаторы.

Обмотка — дело тонкое

Нас ведет по цеху завода его технический директор Андрей Мозуль и рассказывает, как будет проходить процесс изготовления трансформаторов: изоляция — трех- и пятистержневой сердечник для производства магнитопровода — предварительная сборка — термовакуумная обработка — автономная система испытания и компьютеризации — отгрузка. Практически все цеха оснащены специальным напольным покрытием для транспортировки продукции на воздушной подушке.

Все оборудование на заводе европейского производства, и комплектующие пока будут поставляться со всего мира. Но немцы уже думают о локализации, поскольку без нее уровень конкурентоспособности особо высоким не будет. В Siemens рассчитывают на российский транспонированный провод, трансформаторную сталь и баки местного производства. Немцы уже подписали договоры о поставке комплектующих с двумя воронежскими производителями — компанией «Воронежстальмост» (баки) и заводом «Воронежтелекабель» (провод). Доля российских комплектующих пока составит 15–20%. Основными же поставщиками компонентов станут шведско-швейцарская корпорация ABB, а также немецкие фирмы MR и Messko. По этой причине российские конкуренты за глаза уже упрекают немцев: мол, приехали и сделали отверточную сборку. Однако в Siemens уверяют, что это временно. Основные компоненты силовых трансформаторов должны производиться на месте, иначе бизнес будет нерентабельным.

Пока завод Siemens работает в стартовом режиме. За этот год они собираются выпустить лишь десять трансформаторов, а на полную мощность планируется выйти к 2014 году. Сейчас на заводе работает 80 человек, но в перспективе здесь будет до 400 рабочих. Часть из них прошли обучение в Германии сроком до полугода. Для некоторых в Воронеже снимают квартиры, а привозят их к заводу на фирменных автобусах (общественный транспорт на завод не ходит — он находится в нескольких километрах от города). Как сообщили в компании, зарплата рабочих будет выше средней по Воронежской области и будет варьироваться в зависимости от специализации и возможностей работника.

Квалифицированные кадры — один из принципиальных моментов в трансформаторостроении. Особенно ценится профессия профессионального намотчика. Ведь роботизировать или автоматизировать процесс намотки провода на сердечник трансформатора невозможно. Как говорят эксперты, намотчики на кончиках пальцев чувствуют провод, где чуть сильнее его наматывать, где ослабить. Ошибки же чреваты сокращением срока службы трансформатора: установка неправильного натяжения провода приведет к тому, что при динамических нагрузках он начнет «гулять» с риском разрушения всей конструкции. Поэтому квалифицированные кадры — одно из ключевых ограничений, которые могут стать для Siemens препятствием при выходе в сегмент сверхмощных трансформаторов (до 500 кВ и выше), где требования к квалификации рабочих еще более значительны.

Конкуренты не дремлют

В России тяжелые трансформаторы такого серьезного класса напряжения выпускает лишь холдинговая компания «Электрозавод» и «Тольяттинский трансформатор». А во времена СССР на сверхтяжелых трансформаторах специализировался только завод в Запорожье.

В прошлом году ХК «Электрозавод», крупнейший российский игрок на рынке трансформаторов, запустила новый завод по производству мощных и сверхмощных трансформаторов и реакторов в Москве. Производиться тут будут силовые трансформаторы мощностью до 630 МВА классом напряжения до 750 кВ. В Запорожье компания завершает строительство еще одного трансформаторного производства, которое обеспечит выпуск силовых трансформаторов напряжением до 500 кВ. Таким образом, суммарная мощность всех предприятий холдинга в ближайшие годы достигнет 65–70 тыс. МВА в год, что позволит компании удерживать лидирующие позиции на российском рынке энергомашиностроения.

Еще один игрок этого рынка — компания «Силовые машины» определилась с партнером в строительстве под Санкт-Петербургом завода по производству силовых трансформаторов. Им стала японская корпорация Toshiba, которая получит 49,99% в новом совместном предприятии (доля «Силовых машин» — 50,01%). Объем инвестиций в создание завода по выпуску высоковольтного оборудования превысит 5 млрд рублей. В номенклатурную линейку завода войдут силовые трансформаторы классом напряжения от 110 до 750 кВ мощностью от 25 до 630 МВА, в том числе в трехфазном исполнении, с массой одного изделия до 400 тонн включительно. Ввод предприятия в эксплуатацию запланирован до конца 2013 года.

О намерениях построить в России завод по производству силовых трансформаторов для нужд ФСК заявляла французская компания Alstom, а также китайская «ТВЕА — Шэньянская трансформаторная корпорация».

В общем, конкуренция за потребителей, сырье и трудовые резервы на рынке трансформаторов в ближайшие годы будет только нарастать.