Есть ли жизнь на Марсе

Культура
Москва, 12.03.2012
«Эксперт» №10 (793)

Бравому кавалеристу Джону Картеру, потерявшему жену и дочь во время американской Гражданской войны, теперь не до сражений. Как одержимый, он ищет золото в горах и отказывается воевать на чьей-либо стороне. Однако вступить в бой ему все-таки придется. Когда в руки ему попадет таинственный артефакт, способный перенести в другой мир, Картер окажется на Марсе, где незаурядные способности человека (в частности, способность легко преодолевать местное притяжение и прыгать на сотню метров в длину или вверх) автоматически сделают его супергероем. Как не воспользоваться новым амплуа, чтобы обеспечить торжество справедливости и попрать произвол? Тем паче что на Марсе ситуация не сильно отличается от земной. Вовсю идет гражданская война между людьми — которым, если посмотреть со стороны, делить нечего, а разменными пешками оказываются небезопасные, но симпатичные дикари; правда, не краснокожие, а зеленокожие, но это уже нюансы.

«Джон Картер» — экранизация классики pulp fiction столетней давности, серии романов Эдгара Райса Берроуза. Его книги о Тарзане были перенесены на экран давным-давно, и благодаря кинематографу достаточно плоский персонаж в глазах потребителя был уравнен в правах с самим Маугли. C «Хрониками Марса» ситуация сложнее. Интрига запутанная, спецэффектов требуется море, а научная фантастика на месте не стоит, и история о человеке, покоряющем народности Красной планеты, вряд ли была способна впечатлить продвинутую публику даже в 1930-х годах. Так и вышло, что время для нее настало лишь сейчас, когда мода на винтаж позволила сделать любые антинаучные допущения, а волна 3D-фантастики окончательно размыла границы между анимацией и игровым кино. Вероятно, этот аспект здесь самый интересный.

Перед нами уже второй за последний год случай перехода выдающегося аниматора в «игровой» лагерь; сначала такой опыт предпринял Брэд Берд с картиной «Миссия невыполнима-4», теперь Эндрю Стэнтон. Оба — ближайшие друзья Джона Лассетера, основателя студии Pixar и одного из руководителей корпорации Walt Disney. Оба — авторы выдающихся полнометражных мультфильмов. У обоих по два «Оскара»: у Берда — за «Суперсемейку» и «Рататуй», у Стэнтона — за «В поисках Немо» и «ВАЛЛ-И». Однако их хадж в мир «большого» кино отнюдь не только естественная реакция на премиальный и зрительский успех. Напротив, именно такие картины, как «ВАЛЛ-И» и «Рататуй», максимально приблизили художественное качество и качество аудитории анимации к уровню игрового кино, и куда без­опаснее было бы продолжать резвиться на своем поле, где каждый режиссер из креативного ядра Pixar априори лидер и фаворит. Речь о другом: о тех расширенных возможностях, которые сегодня предлагает кинематограф — даже мейнстримный, зрелищный, попсовый.

При всем богатстве и разнообразии компьютерных технологий или пресловутого motion capture пока еще нарисованные (даже на основе живого оригинала) существа не могут сравниться в представлении консервативного зрителя с живыми актерами, сколь угодно обезображенными гримом. Неуди

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №10 (793) 12 марта 2012
    Президентские выборы
    Содержание:
    Фундаментальный порок оппозиции

    Размывая легитимность государства и власти, присваивая себе право судить вне законов рациональности, либеральная оппозиция делает нашу политику не более современной, а более архаичной, фактически пробивая дорогу для фундаменталистов

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама