Как не растерять таланты

Повестка дня
Москва, 12.03.2012
«Эксперт» №10 (793)

«Эксперт» провел круглый стол, на котором специалисты дискутировали, как строить систему работы со способными школьниками. Обсуждались проекты, подготовленные независимо друг от друга двумя группами экспертов. Один — инициативный, известный как Колмогоровский проект: «Концепция программы развития интересов, склонностей и способностей учащихся в области математики, информатики, естественных наук». Другой разработан под эгидой специальной комиссии под руководством Аркадия Дворковича: «Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов». В дискуссии приняли участие разработчики обоих документов.

Большинство собравшихся согласилось, что присвоение детям официального статуса «одаренных», а тем более материальная заинтересованность школ и родителей в получении и удержании такого статуса (разного рода гранты) не должны становиться стержнем работы с талантливыми ребятами. Борьба за выгодный статус выдвинет не столько талантливых, сколько пробивных, а страх этот статус потерять приведет «одаренных» к нервным срывам. Талантливые дети не всегда могут полноценно развиваться в массовой школе, им нужна развивающая среда — коллектив таких же мотивированных детей и умных наставников, а также усиленная программа. Именно в такой среде проявляется мастерство учителя-наставника, а сами умения наставничества передаются следующему поколению преподавателей. Поэтому государству целесообразнее поддерживать и финансировать прежде всего не одаренных детей, а среду для их развития, которую создают талантливые школы и учителя.

Многие участники круглого стола видели свою задачу в том, чтобы доказать: работа с одаренными принципиально неформальна, она требует большой гибкости, умения менять свои планы в соответствии со складывающейся ситуацией. Это плохо совместимо и с установками на жесткое планирование обучения, характерное для современной массовой школы, и тем более с существующей системой отчетности. Эффективная работа с одаренными детьми невозможна без высокой степени доверия к педагогам — тем большего, чем выше демонстрируемые результаты. В регламентации такой работы нужны не жесткие нормы, а рамочные правила. Педагогов и организаторов такой работы нельзя ни назначить, ни срочно подготовить, сколько сил и средств ни вкладывай, нужно, опираясь на фактически существующие центры развития талантливых школьников, последовательно расширять ее ареал.

Авторы альтернативных проектов согласились в течение ближайших двух недель сделать сводный вариант, который затем будет открыто обсужден в Общественной палате.         

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №10 (793) 12 марта 2012
    Президентские выборы
    Содержание:
    Фундаментальный порок оппозиции

    Размывая легитимность государства и власти, присваивая себе право судить вне законов рациональности, либеральная оппозиция делает нашу политику не более современной, а более архаичной, фактически пробивая дорогу для фундаменталистов

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама