Как не растерять таланты

12 марта 2012, 00:00
Николай Богданов-Бельский. «Устный счет». На картине изображена авторская народная школа известного педагога С. А. Рачинского

«Эксперт» провел круглый стол, на котором специалисты дискутировали, как строить систему работы со способными школьниками. Обсуждались проекты, подготовленные независимо друг от друга двумя группами экспертов. Один — инициативный, известный как Колмогоровский проект: «Концепция программы развития интересов, склонностей и способностей учащихся в области математики, информатики, естественных наук». Другой разработан под эгидой специальной комиссии под руководством Аркадия Дворковича: «Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов». В дискуссии приняли участие разработчики обоих документов.

Большинство собравшихся согласилось, что присвоение детям официального статуса «одаренных», а тем более материальная заинтересованность школ и родителей в получении и удержании такого статуса (разного рода гранты) не должны становиться стержнем работы с талантливыми ребятами. Борьба за выгодный статус выдвинет не столько талантливых, сколько пробивных, а страх этот статус потерять приведет «одаренных» к нервным срывам. Талантливые дети не всегда могут полноценно развиваться в массовой школе, им нужна развивающая среда — коллектив таких же мотивированных детей и умных наставников, а также усиленная программа. Именно в такой среде проявляется мастерство учителя-наставника, а сами умения наставничества передаются следующему поколению преподавателей. Поэтому государству целесообразнее поддерживать и финансировать прежде всего не одаренных детей, а среду для их развития, которую создают талантливые школы и учителя.

Многие участники круглого стола видели свою задачу в том, чтобы доказать: работа с одаренными принципиально неформальна, она требует большой гибкости, умения менять свои планы в соответствии со складывающейся ситуацией. Это плохо совместимо и с установками на жесткое планирование обучения, характерное для современной массовой школы, и тем более с существующей системой отчетности. Эффективная работа с одаренными детьми невозможна без высокой степени доверия к педагогам — тем большего, чем выше демонстрируемые результаты. В регламентации такой работы нужны не жесткие нормы, а рамочные правила. Педагогов и организаторов такой работы нельзя ни назначить, ни срочно подготовить, сколько сил и средств ни вкладывай, нужно, опираясь на фактически существующие центры развития талантливых школьников, последовательно расширять ее ареал.

Авторы альтернативных проектов согласились в течение ближайших двух недель сделать сводный вариант, который затем будет открыто обсужден в Общественной палате.