Громоздкую систему административного регулирования, которая сегодня выгодна чиновникам и инфраструктурным монополистам, необходимо упрощать с соблюдением баланса общественных и коммерческих интересов

Рисунок: Игорь Шапошников

Проблема запредельных административных барьеров — одна из самых актуальных и дискуссионных тем в предпринимательской среде. Особенно много претензий к системе государственного регулирования выдвигают представители строительной отрасли. По результатам опросов, более 75% строительных компаний оценивают административные барьеры на рынке недвижимости как высокие или запредельно высокие.

По данным ежегодного исследования условий для ведения бизнеса «Doing Business», которое проводят Всемирный банк и Международная финансовая корпорация, в 2011 году наша страна заняла 178-е место по сложности прохождения административных процедур в строительстве среди 183 стран мира. Россия оказалась в одном ряду с Китаем, Танзанией и Таджикистаном.

Стоит, впрочем, уточнить, что объект исследования зарубежных экспертов — коммерческая недвижимость: двухэтажные склады площадью 1500 кв. м в столичных городах. А что происходит на рынке жилищного строительства? Насколько велики административные барьеры в этом сегменте строительного рынка? Каковы издержки строительных компаний на их преодоление? Являются ли громоздкие административные процедуры препятствием для реализации потенциала строительных компаний по наращиванию объемов ввода жилья и повышению его доступности?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, Национальное объединение строителей («Нострой») совместно с Институтом экономики города (ИЭГ) провело в 2011 году исследование уровня административных барьеров в жилищном строительстве, охватившее 43 города (включая крупные — Екатеринбург, Великий Новгород, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург, Томск, Челябинск и др.). Были опрошены десятки застройщиков, владеющих информацией о сложившейся в городах практике прохождения административных процедур при реализации проектов строительства многоквартирных домов. Объектом исследования стал полный цикл возведения условного многоквартирного жилого дома общей площадью 10–12 тыс. кв. метров на 200 квартир со стандартным набором коммунальных услуг.

Недоступная земля

Условно любой строительный проект можно разбить на пять последовательных этапов: оформление землеустроительной и градостроительной документации, проектирование, строительство, ввод объекта в эксплуатацию, государственный кадастровый учет и регистрация прав собственности.

Первая стадия реализации проекта — землеустроительная и градостроительная подготовка. Если участок приобретается на аукционе (сегодня это наиболее распространенная схема доступа к стройплощадке), то основные административные процедуры связаны с оформлением прав на землю (в собственность либо в аренду), а также с получением градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ). Такие процедуры в среднем занимают 136 дней (минимальный зафиксированный в городах срок — 50 дней, а максимальный — 595 дней). Если застройщики уже имеют в собственности или в аренде земельный участок, прохождение всех административных процедур на этом этапе составляет в среднем 244 дня, что практически в д

У партнеров

    «Эксперт»
    №11 (794) 19 марта 2012
    Приватизация Новороссийского порта
    Содержание:
    Куда дует ветер в Новороссийске

    Будущим совладельцам НМТП придется решать сложную задачу: одновременно сокращать огромный долг, инвестировать в инфраструктуру и придерживаться адекватной тарифной политики

    Экономика и финансы
    Реклама