Две революции Алексея Улюкаева

Экономика и финансы
Москва, 26.03.2012
«Эксперт» №12 (795)
Пенсии на уровне прожиточного минимума и уплата подоходного налога гражданами по месту жительства — два базовых пункта бюджетной политики от первого зампреда Центробанка

Фото: РИА Новости

Похоже, формирование нового правительства идет непросто. В начале месяца Владимир Путин говорил, что в мартовские праздники он с Дмитрием Медведевым определит структуру и состав нового правительства, однако с тех пор до публики на эту тему доходят только слухи разной степени правдоподобия.

Можно предположить, что задержка связана с существенными переменами — как в составе и структуре кабинета министров, так и в политике, которую этот кабинет будет осуществлять. В противном случае достаточно было бы просто поменять самых одиозных глав министерств и ведомств и продолжать курс на старую добрую стабильность, не провоцируя лишний раз нервозность инвесторов и простых граждан.

Неудивительно, что на этом фоне появление двух статей подряд первого заместителя председателя Банка России Алексея Улюкаева, посвященных перспективам пенсионной реформы и налогово-бюджетной политики — то есть сферам, не относящимся к его текущей деятельности, — аналитики восприняли как заявку на должность министра финансов. И если власти действительно настроены на изменения в экономической жизни страны, то идеи первого зампреда ЦБ этому полностью соответствуют.

Пенсии — удел неудачников

Тема первой статьи Алексея Улюкаева — пенсионная реформа. Это логично, поскольку вопрос о том, что делать с пенсиями и социальным налогом, сегодня входит в число наиболее острых. Суть проблемы в том, что при нынешних демографических тенденциях повышать пенсии или хотя бы сохранять их размер на стабильном уровне можно только за счет увеличения соцналога. Налог поднимать никто не хочет, поскольку, как показал опыт прошлого года, бизнес при этом активно уходит в тень, так что бюджетный эффект оказывается близким к нулю.

Но если мы отказываемся от повышения соцналога, то остаются лишь два пути. Первый — уменьшение числа пенсионеров за счет повышения пенсионного возраста. Здесь возникают очевидные проблемы. Во-первых, при нынешней системе, когда пенсионные обязательства накапливаются в течение всего трудового стажа гражданина, более поздний срок выхода на пенсию автоматически влечет за собой увеличение пенсионных обязательств государства. Другими словами, гражданин будет выходить на пенсию позже, но и пенсия у него будет больше, так что суммарный эффект для бюджета окажется ненамного выше нуля. Во-вторых, не очень понятно, как к повышению пенсионного возраста относятся работодатели. Пока, во всяком случае, восторженных отзывов об этой идее со стороны бизнеса не замечалось. Что понятно: редкий работодатель предпочтет возрастного сотрудника молодому, поскольку пожилой работник — это пониженная трудоспособность, повышенные расходы по больничным и еще куча проблем. Так что вполне возможно, что в результате повышения возраста выхода на пенсию мы «в нагрузку» получим всплеск безработицы среди пожилых людей.

Второй возможный путь — фактически уменьшить размер пенсий. На это направлена, в частности, новая формула расчета пенсий, разработанная Пенсионным фондом. В ней ключевыми параметрами являются трудовой стаж

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (795) 26 марта 2012
    Трансфер технологий
    Содержание:
    Неявное знание строителей пирамиды

    Стране, мечтающей перейти на следующий ярус мировой технологической пирамиды, придется применять как рыночные, так и нерыночные каналы трансфера технологий, параллельно развивая собственную систему генерации знаний

    Международный бизнес
    Частные инвестиции
    На улице Правды
    Реклама