Mail.ru учится искать

Анастасия Напалкова
2 апреля 2012, 00:00
Фото: Олег Слепян
Владимир Габриелян, технический директор Mail.ru, хочет, чтобы его компания составила конкуренцию крупнейшим поисковикам

«Какую долю поискового рынка мы хотим? Сто процентов!» — заявил Владимир Габриелян, технический директор Mail.ru Group на пресс-конференции, посвященной планам компании по продвижению собственного поисковика. Какова доля шутки в его словах — непонятно. «Есть примеры поисковиков, которые выходили на рынок после лидера, так что мы знаем, на кого ориентироваться. Они и будут нашей путеводной звездой», — продолжает г-н Габриелян, имея в виду Google, который в прошлом году начал теснить в поиске лидера — компанию «Яндекс». На технологии этих двух поисковых систем приходится львиная доля рынка (см. график). К слову, и Mail.ru, разрабатывая собственный поиск, пользуется технологиями Google. Пока простому пользователю не отличить, кто нашел для него страницу, но в 60% случаев это технологии американцев.

Сегмент поиска привлекателен из-за контекстной рекламы, а она растет быстрее всего на интернет-рынке (63 против 45% роста у медийной рекламы). Сейчас почти все достается «Яндексу» и Google, причем контекстная реклама — их основной источник дохода, тогда как для Mail.ru это лишь 10%. Обидно, потому что Mail.ru один из лидеров рунета по посещаемости (последнее время борется с «Яндексом» за первое место, у обоих — примерно по 30 млн уникальных посетителей в месяц) и мог бы эффективнее монетизировать трафик. Удастся ли Mail.ru сделать свой поиск нужным пользователю?

Найдется пока не все

«Такую разработку, как поисковая система, нельзя сделать сразу лучше других», — признает Владимир Габриелян, демонстрируя слайды, на которых видно, что почти по всем показателям качества собственный поиск Mail.ru Group отстает от «Яндекса» и Google. Оказывается, что полнота поиска, зависящая от числа проиндексированных страниц, у Mail.ru хуже, чем у «Яндекса», на 20 процентных пунктов, а чем у Google — на 10. По качеству ответов на вопросы типа «аквапарки Казани» или «духовные семинарии СПб», то есть тематические запросы, разрыв с «Яндексом» — почти 25 пунктов, а с Google — 8 (данные компании «Ашманов и партнеры» на конец 2011 года). Впрочем, Mail.ru не стоит на месте: почти по всем показателям видна положительная динамика, кое-где ему даже удалось догнать лидеров, например, по качеству поиска омонимов. А по качеству цитатного поиска он даже опережает «Яндекс». Чтобы достичь этого, компания за последний год почти удвоила число сотрудников поискового подразделения — теперь это 60 программистов и 60 асессоров, тестирующих релевантность поиска.

Некоторые аналитики не уверены, что Mail.ru удастся догнать лидеров по качеству поиска. Так, у «Яндекса» в общей сложности поиском занимается больше 1000 человек. Другим препятствием станет нынешняя невысокая посещаемость поиска Mail.ru, считает Игорь Ашманов, генеральный директор «Ашманов и парт­неры». «Если пользователи задают меньше запросов, у сервиса меньше статистики для улучшения поисковой выдачи», — напоминает он.

Для поддержания необходимого качества сейчас Mail.ru сотрудничает с Google, который выполняет поиск там, где не умеет Mail.ru, в том числе на иностранных сайтах. К лету 2012 года собирается ввести в эксплуатацию новую разработку, которая должна улучшить качество поиска, — это машинное обучение, подобное тому, что есть у «Яндекса». Но отказываться от партнерства с американцами Mail.ru пока не собирается. Впрочем, помимо повышения качества поисковика российская компания использует и другие способы привлечения аудитории.

Быть ближе к пользователю

«Пользователи не очень чувствительны к нюансам поисковой выдачи. Качество поиска — это необходимое условие, а продвижение поисковика — достаточное», — говорит г-н Ашманов.

К счастью, для поисковиков на рынке есть условия, при которых лояльность пользователя завоевывать и вовсе не надо. Часто пользователь не выбирает поисковик, а ищет тот, который под рукой, например, в процессе поиска по сайту СМИ или социальной сети, а также в браузерах, где поисковик установлен по умолчанию. «Идея дистрибуции — быть рядом с пользователем, когда это потребуется», — говорит Габриелян. В мобильном интернете, например, пользователь вообще не склонен менять поиск: 90% переходов там — дистрибуционные. Сейчас через дистрибуцию продвигается половина поиска Mail.ru, причем в последние месяцы зафиксирован резкий — с 30 до 50% — рост, в том числе благодаря запущенному собственному браузеру «Интернет», на основе Chromium, созданного Google. Впрочем, это говорит и о том, что пользователь и не заметит смены одного поиска другим, если вдруг вместе со скачанным приложением начнет пользоваться новым.

«Что отличает поиск от социальных сетей? Он неперсонализирован. Нет аккаунта, нет друзей, нет собственного адреса, который в случае смены придется сообщать друзьям. Поэтому привязанность к нему невелика. Не получив ответа, пользователь запросто уходит к конкурентам», — рассказывает Владимир Габриелян. Более того, как нам рассказали в «Яндексе», пользователи задают вопросы всем поисковикам сразу: «В последние годы мы наблюдаем, что пользователи становятся все грамотнее, чаще возникают паттерны второго и третьего поиска: люди заходят на разные поисковые системы в зависимости от своих задач в разных условиях. По данным опроса TNS за четвертый квартал 2011 года, типичный пользователь интернета работает в среднем с 2,7 поисковой системы». И в этой ситуации «Яндекс» не тянет на себя одеяло и даже внизу страницы выдачи предлагает пользователю поискать на Google, Mail.ru и Bing. «Мы не боимся “уменьшения лояльности” и не закрываем глаза на то, что есть другие поисковые системы, — мы помогаем пользователям быстрее найти ответ», — пояснили нам в крупнейшей поисковой компании.

Mail.ru хочет социализировать и персонализировать поиск. Так, поисковик показывает, сколько пользователей социальной сети «Мой мир» одобрили, или лайкнули, ту или иную страницу. Подсказки, уточняющие запрос, зависят от пола и возраста, который определяется, если человек авторизовался в почте. А если в сервисе «Погода» пользователь выбрал Челябинск — это сигнал при поиске парикмахерской показать информацию, связанную с данным городом. В случае поиска по слову «туры» мужчинам предлагают туры в США, на Байкал и в Турцию, а женщинам — в Тунис и Европу, потому что статистика Mail.ru подтвердила такие предпочтения полов.

«Яндекс» не опирается в своем поиске на сведения почты (результат поиска в этом случае зависит и от того, насколько полно и правдиво владелец почтового адреса заполнил анкету при регистрации), а пользуется лишь историей поиска. А вот Google пошел дальше Mail.ru — с недавнего времени он добавляет в выдачу данные, содержащиеся на странице пользователя в соцсети Google+: фото, ссылки и проч. При этом система разрешает и отключить персонализацию. Правда, сложность с персонализацией поиска состоит в том, что человек не всегда ведет себя типично. И если поиск научится реагировать на типичные запросы конкретного человека, он может выдать неправильный ответ, когда вопрос окажется необычным. А на одном из форумов жалуются, что, если ты обычно ищешь Java в контексте программирования, одноименную марку кофе тебе уже не покажут.

Итак, если говорить о двух столпах успешного поиска — качестве поисковой выдачи и дистрибуции, — пока у Мail.ru лучше дела идут со вторым. Но без надежной технологии ни один хайтековский сервис еще лидером не становился.