Просто живопись

Культура
Москва, 02.04.2012
«Эксперт» №13 (796)
В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка «Константин Коровин. Живопись. Театр». На ней — более двухсот работ главного русского импрессиониста

Главное, что известно про Ко­ровина, — он первый и са­мый главный русский импрессионист. Не «испытавший влияние» (кто только из русских художников его не испытывал), а самый что ни на есть настоящий импрессионист, как Ренуар, Моне, Писарро, но только наш. Однако картины его как-то не слишком знамениты. Как речь зайдет про русский импрессионизм, так тут же возникает образ «Девочки с персиками» Серова, а как про Коровина — так его портрет работы того же Серова. Вроде бы у Коровина портрет Шаляпина есть известный, но и тот с еще более известным серовским путают. И так все время. Коровин постоянно в тени великого Серова и выбирается из нее лишь тогда, когда пишет что-то нерусское — например Париж, или что-то очень русское — например монастырь.

Серое на сером

Настоящий русский импрессионист Константин Коровин родился в Москве. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вместе с Исааком Левитаном у Саврасова («Грачи прилетели») и Поленова («Московский дворик»). Первое время, то есть в 1880-е годы, он был похож на Поленова, особенно когда писал у него летом на подмосковной даче — прудики, кочки, цветы, катание на лодках. Потом он стал ездить в Европу и попал, чего и следовало ожидать, под обаяние импрессионистов. Тут у него появились и дамы, освещенные солнцем и предающиеся разным милым занятиям на пленэре, и упоение самой стихией живописи без всякого намека на «социальное звучание», да и вообще на какой-либо сюжет.

Для русской живописи это было еще довольно ново. После передвижников с их обличительным пафосом или богоискательством полная импрессионистическая «безыдейность» была чем-то необычным. Недаром «чистый», как у французов или у Коровина, импрессионизм в России был редкостью. Здесь ведь не только поэт вечно «больше чем поэт», но и живописец «больше чем живописец». Сколько импрессионисты ни влияли на русских художников по части техники, а беззаботная радость бытия, освещенного солнцем, редко проступала на русских полотнах. Даже пейзаж, и тот все будто думал какую-то важную общественную думу. А сугубо живописные задачи, виртуозные упражнения с колоритом непременно соединялись с социальным обличительством и поиском психологических глубин, что сотни раз доказал «Самсон русской живописи» Репин.

Коровин же увлекся «просто» живописью. Буквально это значит вот что. Если у Коровина перед избой стоит запряженная в сани лошадь, как на картине «Зимой», это не значит, что сани приготовлены для того, чтобы в них положили убогий бедняцкий гроб (см. «Проводы покойника» Перова). А что и изба, и забор, и деревья, и оглобли, и небо серые, и снег грязноватый — так это не про тоску, которая разъедает русскую душу, как моль серую шинель. Это художник с упоением решает сугубо живописную задачу: как изобразить все оттенки серого — от серебристого и жемчужного до мышиного и похожего на уголь-антрацит; как сочетать их, как разместить их на полотне, не потеряв и не заглушив ни единого. Где расставить едва заметные красные акценты, чтобы позволить серому с

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (796) 2 апреля 2012
    Авиаперевозки
    Содержание:
    Война объявлена, боевые действия отложены

    Экологические сборы, которые страны ЕС собираются взимать как с европейских, так и с прочих авиакомпаний, грозят вызвать торговые войны между Евросоюзом и остальным миром. Причем основным проигравшим будет именно Европа

    Международный бизнес
    Общество
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама