Снова все пропало

Международный бизнес
Москва, 02.04.2012
«Эксперт» №13 (796)
Компания Opel переживает дежавю. Немецкий автопроизводитель под американским управлением снова готовится если не к банкротству, то к закрытию заводов и массовым увольнениям

Фото: AP

Рабочие Opel вновь выходят на демонстрации протеста, немецкие политики в панике, а американские менеджеры старательно прячут глаза и опровергают газетные сообщения о грядущем закрытии европейских заводов. Кажется, что ситуация вокруг немецкого автопроизводителя вернулась в 2009 год, когда вся Германия затаив дыхание следила за судьбой компании, серьезно пострадавшей от мирового экономического кризиса. Концерн Opel, убеждавший всех, что вышел из острой фазы кризиса благодаря жесткой программе экономии и внедрению новых инновационных моделей машин, снова готовится закрывать заводы и сокращать персонал.

Вас много, а Европа одна

Главные проблемы Opel — избыточные производственные мощности и искусственное ограничение рынков сбыта, продиктованное руководством концерна GM. Хотя для Opel жизненно важно увеличение объемов производства и продаж (опрошенные «Экспертом» специалисты говорили о необходимости продавать не менее 2 млн автомобилей в год), руководство GM прямо запрещает компании сбывать продукцию на любом рынке, кроме европейского. Таким образом, Opel приносится в жертву другим маркам, входящим в американский концерн (Baojun, Buick, Chevrolet, Cadillac, Daewoo, GMC, Holden, Isuzu, Jiefang и Wuling). В итоге Opel заперт на крайне ограниченном рынке с очень жесткой конкуренцией и не может противостоять даже другим немецким компаниям, получающим значительную выгоду от экспансии на китайский рынок. Более того, серьезной проблемой для Opel остается его зависимость от весьма ненадежного рынка наиболее кризисных стран Европы. На Италию и Испанию, страдающих от программ экономии, в 2011 году пришлось более 180 тыс. проданных автомобилей Opel, и не факт, что в нынешнем году этот уровень продаж удастся сохранить.

Политика GM смертельно опасна для компании. По признанию руководителей Opel, из-за невозможности экспансии на динамичные азиатские рынки конвейеры заводов загружены не более чем на 75%. По данным информационной записки, разосланной сотрудникам Opel руководителем департамента производства компании Петером Томом, каждый пятый завод компании в Европе однозначно лишний.

Новый 2009 год

Собственно, все нынешние проблемы Opel восходят напрямую к острому кризису, который он переживал три года назад. Тогда компания тоже страдала из-за избытка мощностей (на фоне падения спроса на легковые автомобили, вызванного мировым экономическим кризисом), из-за слишком высокой стоимости ранее сделанных займов, а также из-за лишнего персонала. На фоне кризиса материнского концерна GM (в конце концов американский концерн объявил себя банкротом и получил от правительства Обамы поддержку в размере более 50 млрд долларов) американцы всерьез планировали расстаться со своим европейским активом после почти вековой истории владения компанией.

Покупателем немецкой марки должен был стать консорциум российского Сбербанка и канадского производителя запчастей для автомобилей Magna. К лету 2009 года детали сделки были практически выработаны. По ее условиям 55% доли компании Adam Opel

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (796) 2 апреля 2012
    Авиаперевозки
    Содержание:
    Война объявлена, боевые действия отложены

    Экологические сборы, которые страны ЕС собираются взимать как с европейских, так и с прочих авиакомпаний, грозят вызвать торговые войны между Евросоюзом и остальным миром. Причем основным проигравшим будет именно Европа

    Международный бизнес
    Общество
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама