Портрет королевы — в частные руки

Александр Кокшаров
9 апреля 2012, 00:00

Правительство Британии решило приватизировать Royal Mail — старейшую почтовую службу в мире. Сможет ли она эффективно конкурировать в эпоху электронных коммуникаций, пока непонятно

Фото: AP
Отмена монополии на доставку почты в 2000 году привела к тому, что значительная часть наиболее прибыльного сегмента по обслуживанию корпоративных клиентов ушла от Royal Mail к конкурентам

После двадцати лет попыток консервативных и лейбористских правительств приватизировать британскую почтовую службу Royal Mail нынешний коалиционный кабинет одобрил продажу ее подразделения, занимающегося доставкой писем и посылок. Разгосударствление старейшей в мире почтовой службы (Royal Mail в нынешнем году празднует 500-летие) может оказаться одним из самых сложных эпизодов в ее истории.

На пике своего могущества, в викторианские времена, Royal Mail была образцом для почтовых служб всего мира, поскольку обеспечивала высокую скорость и надежность отправки корреспонденции. По мнению историков, эффективность Royal Mail в XIX веке была одним из столпов британского могущества — как промышленного, так и колониального. Но сегодня британская почтовая служба, как и ее аналоги по всему миру, переживает непростые времена, пытаясь адаптироваться к веку электронных коммуникаций. Пересылка бумажных писем, ранее главный источник доходов, пала жертвой более быстрых средств связи — интернета, электронной почты, текстовых SMS-сообщений и социальных сетей. В дополнение ко всему в начале XXI века британская почтовая служба пережила несколько управленческих кризисов и забастовок.

В мае 2010 года Royal Mail получила нового главу — ее президентом стала Мойя Грин, ранее возглавлявшая Canada Post. Перед ней была поставлена новая задача — повысить эффективность компании накануне ожидаемого IPO во второй половине 2013 года. Однако модернизация означает и повышение тарифов для потребителей, которые недовольны растущей стоимостью почтовых марок, и сокращение десятков тысяч рабочих мест в самой Royal Mail — одном из крупнейших работодателей в Британии на сегодняшний день, там работает 163 тыс. сотрудников.

Предпродажная подготовка

Появление «Королевской почты», как переводится название Royal Mail, в 1512 году связано с решением английского короля Генриха VIII назначить своего вельможу Брайна Тьюка начальником корреспонденции. В 1635 году, при Карле I, почта получила монополию на перевозку писем — это право сохранялось за ней до 2000 года, когда лейбористский кабинет Тони Блэра принял новый закон о почтовых услугах, разрешивший конкуренцию, в том числе со стороны иностранных компаний. Конец монополии привел к тому, что значительная часть прибыльного сегмента по обслуживанию корпоративных клиентов ушла от Royal Mail к конкурентам.

К 2001 году британская почтовая система столкнулась с убытками. Майкл Хезелтайн, министр торговли в консервативном кабинете Джона Мейджора, в 1994 году так и не смог приватизировать Royal Mail. А в 2009-м лейбористскому министру экономики Питеру Мандельсону тоже не удалось убедить парламент одобрить продажу 30% пакета акций почтовой службы частным инвесторам. Ситуация изменилась лишь с приходом коалиционного правительства консерваторов и либерал-демократов, которые смогли договориться о приватизации почты.

«Но теперь, когда решение о приватизации принято, провести удачную продажу почтовой службы будет непросто. Потому что с каждым годом оборот бумажной корреспонденции, проходящей через Royal Mail, сокращается. Некоторые полагают, что Британия опоздала, затянув с приватизацией. В отличие, например, от Германии или Нидерландов, где почтовые службы были приватизированы почти двадцать лет тому назад — в куда более удачные для почты времена», — рассказал «Эксперту» Киран Риджби, аналитик банка Barclays Capital.

В правительстве с этим не согласны: там полагают, что у Royal Mail могут быть неплохие перспективы. В официальном отчете по поводу будущего почтовой службы, подготовленном Ричардом Хупером, бывшим замглавы регулятора сектора коммуникаций Ofcom, отмечаются три шага, которые необходимы для успешной работы службы. Во-первых, сохранение единых тарифов обслуживания доставки в течение шести дней в неделю. Во-вторых, списание дефицита пенсионного фонда Royal Mail и, в-третьих, привлечение частного капитала.

В конце марта 2012 года Евросоюз одобрил списание дефицита пенсионного фонда. Пенсионный фонд почты в начале года был переведен под контроль правительства — включая 44,5 млрд активов и 60 млрд долгов. «Передача активов пенсионного фонда Royal Mail в министерство финансов освободит ее от огромных пенсионных долгов, обеспечит пенсии сотрудникам и поможет привлечь новые инвестиции из частного сектора», — прокомментировал это решение министр финансов Британии Джордж Осборн. Однако это означает, что 15,5 млрд долларов дефицита пенсионного фонда компании будет списано за счет налогоплательщиков, что в условиях повсеместного сокращения госрасходов не нравится многим британцам. Кроме того, правительство списало 1,7 из 2,7 млрд долгов компании.

Побороться за посылки

Теперь перед президентом Royal Mail Мойей Грин стоит задача обеспечить хорошее финансовое состояние компании перед IPO. 2010/11 финансовый год почтовая служба завершила со скромной прибылью 62 млн долларов при обороте 14,6 млрд долларов. Но подразделение по доставке корреспонденции закончило год с убытками в 190 млн долларов. По предварительным данным за 2011/12 финансовый год, убытки этого подразделения сократились до 65 млн долларов в год. Но число отправленных писем все уменьшается. За последний год оно сократилось на 6%, до 59 млн штук ежедневно — это самый низкий показатель за последние двадцать лет. Еще в 2006 году через Royal Mail каждый день отправлялось 84 млн писем. Общие убытки подразделения доставки писем за последние четыре года составили 1,6 млрд долларов.

В Royal Mail полагают, что число писем будет сокращаться и дальше — примерно на 5% ежегодно. Поэтому с конца апреля 2012 года стоимость отправлений резко вырастет — на 30%. Отправить письмо первого класса по Британии теперь будет обходиться в 0,95 доллара. «Хотя Royal Mail предлагает одни из самых лучших почтовых услуг в Европе, у нас одни из наиболее низких тарифов — как для потребителей, так и для бизнеса. В условиях сокращения оборота, перевода переписки в электронную форму и растущей конкуренции наши позиции под угрозой», — заявила Мойя Грин.

Конкуренция может оказаться еще более серьезной в связи с недавним слиянием конкурентов. В конце марта американская почтовая служба UPS за 6,8 млрд долларов приобрела нидерландскую TNT, что создаст крупнейшую в Европе службу доставки посылок. На UPS-TNT будет приходиться 18% европейского рынка посылок и бандеролей — это больше, чем у немецкой почтовой службы DHL. И хотя в последние годы посылочный бизнес Royal Mail значительно растет (благодаря развитию онлайн-шопинга), британская служба занимает здесь всего 5% европейского рынка.

«Эта сделка — еще один пример того, как быстро действуют конкуренты, когда видят возможности для роста. Это то, на что стоит обратить внимание Royal Mail. И ключевым здесь может стать сегмент интернет-шопинга», — считает Дэвид Стаббс, аналитик консалтинговой компании ESL UK. Тем более что британцы очень склонны к покупкам через интернет. Согласно данным за 2011 год, на интернет-торговлю приходится 13,5% всех трат британских потребителей — больше, чем в Германии (7,1%) и США (5%). Согласно исследованию Boston Consulting Group, на интернет сегодня приходится 8,3% британской экономики — это более существенная доля, чем в других странах Европы. Вместо того чтобы отправляться за покупками в магазины, британцы предпочитают заказывать товары через интернет и получать их по почте. Причем растут продажи во всех сегментах — от книг и электроники до одежды и продуктов питания.

В самой Royal Mail надеются, что компания сможет воспользоваться этим преимуществом, чтобы привлечь новый капитал. В результате IPO капитализация компании может составить 4,7–6,3 млрд долларов, причем около 10% акций будет продано сотрудникам Royal Mail. Полученные средства будут потрачены на развитие сети доставки бандеролей и посылок. А марки с портретом королевы, по мнению аналитиков, будут и дальше дорожать.

Лондон