Просят отпустить

9 апреля 2012, 00:00
Фото: РИА Новости
Гендиректор компании «Газпром нефть» Александр Дюков считает, что цены на бензин в России сильно занижены

Бензин в России в ближайшее время должен подорожать на 7–18 процентов, — заявил на днях в интервью телеканалу “Россия 24” гендиректор нефтяной компании “Газпром нефть” Александр Дюков. — России нужна определенная корректировка цен на нефтепродукты». По оценкам Дюкова, сейчас оптовые цены в России на 3–6 тыс. рублей за тонну ниже, чем так называемая экспортная альтернатива — продажа нефтепродуктов за рубеж. «Если цены не изменятся, начнется вымывание нефтепродуктов с внутреннего рынка, а в условиях растущего сезонного спроса в апреле-мае Россия может столкнуться с дефицитом», — предупредил Дюков.

Действительно, после ряда прямых требований премьер-министра Владимира Путина не повышать цены на бензин нефтяникам, особенно в предвыборную пору, отпускать оптовые цены было не с руки. В результате цены на бензин на российском рынке в кои-то веки стали отставать от мировых (см. график). Теперь российские вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) хотят наверстать упущенную выгоду. И снова намекают на возможность расширения экспорта. По всей видимости, выхода у чиновников и российских потребителей нет — придется мириться с очередным подорожанием.

В середине марта Минэнерго и ФАС предложили ввести систему плавающих ставок акцизов на автобензин, привязанную к мировым ценам на нефть. Вроде как введение плавающей ставки даст некоторые возможности для устранения колебаний цен на внутреннем рынке. Правда, категорически против этой идеи Минфин. Однако, даже если новации будут приняты, они вряд ли изменят ситуацию. К сожалению, российский рынок нефтепродуктов функционирует не в рыночном, а в полуфеодальном олигополизированном режиме. ВИНКи могут обойти практически любые меры антимонопольного регулирования и извлечь с рынка такую маржу, которая им представляется оправданной. Причина этого — отсутствие в России крупных, независимых от ВИНК компаний по нефтепереработке, свободного доступа к инфраструктуре (топливопроводам и топливохранилищам), ограниченная конкуренция в рознице. Как расшить эти узкие места и простимулировать инвестиции в нефтеперерабатывающей индустрии и появление там новых игроков, не знает никто.