Выкинь свой навигатор

Елена Рыцарева
9 апреля 2012, 00:00

Запустив бесплатный сервис для смартфонов по прокладке маршрутов, «Яндекс» может подорвать рынок навигаторов. За удобной услугой стоит технология, которую разрабатывали десять лет

Сейчас данные о загруженности дорог «Яндексу» ежемесячно передают 3,5 млн автолюбителей

13 марта российская интернет-компания «Яндекс» запустила новый продукт для смартфонов — «Яндекс.Навигатор». Если раньше сервис «Яндекс. Карты» умел только прокладывать маршруты (в том числе с учетом пробок) и считать примерное время в пути, то «Яндекс. Навигатор» еще и дает указания человеческим голосом, а также показывает некоторые города в трех проекциях. Таким образом, любой человек, обладающий iPhone или смартфоном на базе операционной системы Android, получил возможность бесплатно превратить свой гаджет в полноценный навигатор. Пока услуга действует в 500 городах России и Украины (именно столько населенных пунктов сейчас «зашито» в интернет-навигатор).

Популярность сервиса превзошла все ожидания. Всего за три недели с начала продаж его скачали на 1 млн устройств. А по данным Smartmarketing, в прошлом году в России было продано 1,5 млн навигаторов. То есть фактически за три недели «Яндекс» превысил полугодовые продажи навигационных устройств. А еще в прошлом году подобный навигатор на своих картах попытался завести Google (правда, пока работает только бета-версия, карты обновляются медленнее, а городов по России всего 100).

В прошлом году рынок навигаторов показал внушительный рост — на 22%. Окажется ли он самым успешным в их рыночной жизни? Станет ли «Яндекс» могильщиком этих гаджетов?

Маршрут для бедного гостя

Сейчас у навигаторов два основных класса потребителей — транспортные и логистические компании, а также жители крупных городов, в первую очередь Москвы и Петербурга. С первыми — профессиональными пользователями — вряд ли что-то произойдет в ближайшее время. С частными покупателями все сложнее. С одной стороны, рынок не насыщен. И моментально смартфонами с бесплатным ПО навигаторы заменить не удастся. «Сейчас, по нашим оценкам, в России 12 миллионов пользователей смартфонов, к концу нынешнего года мы ожидаем увеличения до 20 миллионов. Смартфоны становятся все доступнее, но большинство россиян пользуется телефонами, куда приложение не поставишь», — говорит Кирилл Кукарцев, директор по маркетингу компании 2ГИС, выпускающей электронные справочники-карты. К тому же на рынке есть дешевые навигаторы, которые с радостью покупают, например, небогатые приезжие из других регионов.

С другой стороны, проблема в том, что большинство производителей навигаторов обновляют карты очень медленно, если вообще делают это. А онлайн-информация о пробках доступна только в топовых моделях.

Почему же производители навигаторов так «тормозят»? Все дело в том, что они не обладают ключевой технологией — электронными географическими картами, не говоря уже об отображении пробок. Отдав на аутсорсинг ключевую компетенцию, они в итоге проиграют.

Игроки рынка дают навигаторам в России еще максимум три года безбедного существования. «Рост популярности смартфонов уже начал оказывать значительное влияние на развитие рынка навигаторов-гаджетов, — считает Кирилл Кукарцев. — Ниша останется за сложными устройствами — например, навигатором, совмещенным с видеорегистратором».

Любопытно, что «Яндекс» тоже долго не хотел становиться картографической компанией. Посмотрим, как и почему это все же произошло. Ведь «Яндекс» в данном случае — это пример внутреннего трансфера технологий, который у него получился, а у производителей навигаторов — нет.

Освоение графа

Шел 2003 год. «Яндекс», освоив базовую технологию поиска, хотел распространить ее шире. Судя по запросам, пользователям часто была нужна информация о местоположении какого-то объекта. Поэтому «Яндекс» решил расширить поиск на топонимы, дать людям возможность искать улицы, дома, прокладывать маршруты. Для этого нужно было освоить не только принципиально новый тип данных, но и новый тип интерфейса — результаты поиска надо было показывать не текстовым списком, а на нарисованной карте.

«Яндекс.Карты» появились в 2004 году (Google запустил подобный сервис в 2005-м). В то время «Яндекс» не имел никаких навыков в области картографии, его ключевой компетенцией были интернет-сервисы. Поэтому он нашел технологического партнера — компанию «Резидент», которая делала программное обеспечение для публикации карт в интернете. «Яндекс» договорился о лицензировании этой программы и сделал некоторое количество надстроек, чтобы запустить собственный проект. Надстройки были нужны в первую очередь для того, чтобы выдерживать нагрузки массовой аудитории. Кроме того, «Яндекс» сделал собственный поиск по географическим названиям и адресам. Картографическую информацию ему поставляли несколько других специализированных компаний. Таким образом, за счет встраивания чужих технологий «Яндекс» быстро запустил качественный массовый сервис для своих пользователей.

Но в отличие от производителей навигаторов «Яндекс» на достигнутом не остановился. В какой-то момент стало очевидно, что система «Резидента» слабо устойчива к большим нагрузкам, которые создавал трафик интернет-компании, и никакие надстройки от этого не спасают. Поэтому «Яндекс» поэтапно начал развивать собственное решение силами своей команды разработчиков. Переход на собственную систему публикации карт полностью завершился в 2007 году.

Саму картографическую информацию продолжали закупать у сторонних структур. В крупных российских городах были локальные игроки, которые делали лучшие в своих регионах карты. Создание карт — это технология, состоящая из нескольких этапов: подготовка спутниковых снимков с привязкой их к географическим координатам; нанесение сетки дорог и других слоев (зданий, насаждений, водоемов), типов объектов и их названий; согласование с государственными инстанциями; дизайн. «Если бы существовало одно место, где можно покупать самую актуальную картографическую информацию по всей территории РФ, мы бы не делали никаких собственных картографических проектов», — вспоминает руководитель сервиса «Яндекс.Карты» Мария Лауфер. Но такого места не нашлось. У всех поставщиков карт был большой недостаток — карты обновлялись очень медленно. Кроме того, лицензирование данных дает меньше контроля над ними — все права, которые нужны, надо оплачивать отдельно и оговаривать. Между тем пользователи «Яндекс.Карт» сообщали о несоответствиях и ошибках, у «Яндекса» уже существовала так называемая «Народная карта», куда пользователи сами могли наносить объекты. Для самой актуальной информации надо было совместить краудсорсинг «Народной карты» и навыки профессионалов. Таким образом, «Яндекс» пришел к решению о покупке картографической компании. В 2010 году началась сделка по приобретению компании «ГИС-технологии», с которой у «Яндекса» сложилось плодотворное сотрудничество. Примерно по такой же схеме в «Яндексе» строилось освоение технологии навигационного графа (картографические данные, которые содержат информацию для автомобилистов: дорожная разметка, повороты, светофоры).

Еще одним случаем трансфера технологий стала информация о пробках, которая была запущена в 2006 году. «Это было новаторское предложение для рынка, — вспоминает Мария Лауфер. — Существовала такая московская компания “Смилинк”, у которой была технология сбора информации о пробках. Она продавала ее радиостанциям, а также логистическим службам. Мы пришли и предложили перенести эту информацию на карты. Просто мы первые догадались это сделать». «Яндекс» к приобретаемой информации прибавил свои компетенции: интернет-компания умела наложить данные на карту, «раскрасить» ее. В 2008 году, когда посещаемость сервиса пробок стала высокой, а сама технология стала критичной для компании, «Яндекс» приобрел «Смилинк». Информация о пробках позволила повысить качество других сервисов «Яндекс.Карт» — прокладку маршрутов, мобильных приложений. Ну и, конечно, еще больше стала кооперация с пользователями. Сейчас данные о загруженности дорог «Яндексу» ежемесячно передают 3,5 млн автолюбителей.

Такой путь вряд ли по силам кому-либо из нынешних производителей навигаторов. Тем более что на рынке царствуют небольшие российские игроки. Конкуренцию «Яндекс.Навигатору» могут составить лишь те, кто обладает базовой технологией. Так, свои карты есть у Nokia, выходить на рынок мобильных устройств собирается и 2ГИС. И не надо забывать о Google, который когда-нибудь все же доберется до настоящей, а не бета-версии.