К реваншу готовы

В 2011 году доля крупных банков на рынке кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) заметно снизилась. Однако у них есть все шансы укрепить позиции, сделав ставку на консультирование заемщиков и адаптацию к сегменту МСБ розничных технологий

Портфели банковских кредитов малому и среднему бизнесу выросли с начала 2011 года лишь на 19% (против 22% годом ранее), до 3,8 трлн рублей. Кредитование МСБ заметно отстало от динамики других сегментов — крупного бизнеса и розницы (см. график 1). Основные причины относительно слабых результатов — смещение приоритетов крупных банков в сторону корпоративного кредитования и уход в тень части заемщиков из-за роста социальных страховых взносов.

Не оправдали надежд

По итогам 2011 года темп прироста портфелей кредитов МСБ в топ-30* банков по активам составил лишь 9,5%, в то время как остальные кредитные организации показали прирост на 37%. В результате доля топ-30 за прошлый год снизилась на 5 п. п., до 60% (см. график 2). С третьего квартала 2011 года банковский сектор начал испытывать локальные проблемы с ликвидностью, которые решались за счет наращивания ставок по депозитам и привлечения средств ЦБ и Минфина. В этих условиях первым под нож в крупных банках попало кредитование МСБ. Отказ в кредите крупному заемщику зачастую означает его переход на обслуживание в другую кредитную организацию. Это влечет за собой значительный ущерб для бизнеса банка, сократившего лимиты. Розничные же кредиты отличаются короткой дюрацией, и острой необходимости уменьшать их выдачу при первых признаках дефицита ликвидности нет. Банк в любое время может приостановить работу с ними или даже продать часть портфеля, что позволит ему быстро пополнить ликвидность. В то же время высокая прибыль от уже имеющегося розничного портфеля позволяет поддерживать приемлемый уровень достаточности капитала. На динамику корпоративного кредитования оказал влияние и рост спроса на кредиты российских банков со стороны крупного бизнеса на фоне закрытия внешних источников фондирования.

Кроме того, сильное давление на рынок кредитования МСБ оказало снижение прозрачности заемщиков из-за повышения социальных страховых взносов. Именно эту проблему опрошенные «Эксперт РА» банки считают ключевой (см. таблицу 1). «При оценке малого бизнеса зачастую невозможно полноценное использование скоринговых моделей ввиду непрозрачности деятельности бизнеса», — отмечает Евгений Тотиков, начальник управления сегмента малого и среднего бизнеса департамента розничных сегментов и маркетинга ЗАО «ЮниКредит Банк».

Непрозрачность и раньше занимала верхние места в этом списке, но в 2011 году ситуация усугубилась из-за недостаточно продуманной фискальной политики. Как признало Министерство финансов, рост социальных страховых взносов не привел к адекватному увеличению поступлений. За 2011 год взносов было собрано только на 1% больше, чем за 2010-й. Основная причина — рост доли серых схем ухода от налогообложения, которые, в свою очередь, приводят к снижению транспарентности МСБ. «В 2011 году снова наметился рост количества субъектов, которые минимизируют налоги, используют непрозрачные формы расчетов с контрагентами», — говорит Игорь Комягин, управляющий директор по развитию  бизнеса СБ Банка.

Взлеты и падения

По итогам 2011 года лидером рынка кредитования МСБ остается Сбербанк России, хотя его кредитный портфель рос медленнее рынка (на 15,6% против среднерыночных 19%). «В 2011 году мы разработали новые кредитные продукты, в их числе уникальные кредитные предложения для старта и развития малого бизнеса», — комментирует Вячеслав Арутюнян, и. о. директора департамента корпоративного бизнеса ОАО «Сбербанк России». Лидер российского банковского сектора в 2011 году сделал ставку на внедрение инновационных подходов к кредитованию клиентов МСБ, что сдерживало его динамику. Ключевые подходы Сбербанка в сегменте МСБ мы назвали «кредитной фабрикой» (предоставление небольших кредитов на основе скоринговых программ) и «фабрикой бизнес-проектов» (создание набора типовых бизнес-планов, под которые заемщикам предлагается брать кредиты). Оба направления активно начали развиваться в конце 2011 года, и пока их эффективность оценивать рано.

Среди участников рынка следует отметить Промсвязьбанк и Юниаструм Банк, которые за прошедший год резко улучшили свои позиции в ренкинге. Так, Промсвязьбанк увеличил кредитный портфель МСБ более чем в два с половиной раза, в первую очередь за счет расширения географии присутствия и увеличения количества сотрудников, работающих с МСБ. Существенное влияние на его портфель оказала также сделка по покупке кредитов МСБ у НБ «Траст». В результате по объему портфеля банк переместился с 7-го места на 3-е, потеснив «Уралсиб». «В соответствии со стратегией развития “Траст” сконцентрировался на микрокредитовании. В прошлом году мы продали Промсвязьбанку часть кредитного портфеля юридических лиц — представителей среднего бизнеса (кредиты от 3 миллионов рублей)», — комментирует Григорий Варцибасов, член правления банка «Траст». Более чем в два раза нарастил портфель кредитов МСБ и Юниаструм Банк, что позволило ему войти в десятку ведущих участников рынка.

Обращает на себя внимание стагнация портфеля банка «Интеза»: прирост составил только 1,3%. Кредитование МСБ — одно из ключевых направлений деятельности банка, однако из-за напряженной ситуации у итальянских акционеров банк «Интеза» ограничен в привлечении длинных дешевых средств материнской структуры. Это заставляет его повышать ставки по вкладам физическим лицам, что негативно сказывается на росте активов и процентной марже.

Сдержанный оптимизм

Ключевым драйвером роста рынка станут новые продукты банков, основанные на адаптации розничных технологий к сегменту МСБ («кредитные фабрики»), и консультирование заемщиков. Это дает крупным банкам все шансы вернуть ранее утраченные позиции. Именно лидеры рынка сегодня активно начинают предоставлять небольшие ссуды малому бизнесу (до 3 млн рублей) на основе скоринговых систем. Среди отличительных черт таких «кредитных фабрик» — небольшой объем займа (до 3 млн рублей), поточное принятие решений о кредитовании (иногда за счет скоринговых моделей), принципиальное обособление фронт-офиса и бэк-офиса, практика беззалоговых кредитов. «На сегодняшний день технология “кредитная фабрика”, позволяющая выдавать кредиты предпринимателям всего за три дня, тиражирована Сбербанком на всю территорию страны», — гордится Вячеслав Арутюнян.

О том, что крупные банки готовятся к реваншу, говорит и динамика числа офисов и сотрудников, ориентированных на работу с МСБ. За 2011 год число структурных подразделений, где возможна выдача кредитов по специальным программам кредитования МСБ, в целом по рынку выросло на 14%, основную долю прироста дали банки из топ-30. Численность персонала, занятого кредитованием МСБ, выросла за тот же период на 21%. Кроме того, ведущие игроки активно перенимают опыт своих менее крупных коллег в сфере консультирования и предоставления дополнительных услуг заемщикам. «Активная позиция банка по отношению к заемщику, выражающаяся не только в кредитовании, но и в комплексном сопровождении его бизнеса, позволяет обеим сторонам максимально нейтрализовать свои риски», — говорит Вячеслав Арутюнян.

Ранее индивидуальная работа с заемщиками считалась прерогативой региональных игроков. Теперь же почти все опрошенные крупные банки работают так со средним бизнесом. «Бизнес среднего звена всегда может получить профессиональные консультации по всему спектру банковских продуктов и услуг, помощь в организации новых для него форм финансирования (факторинг, лизинг, гарантии, аккредитивы)», — говорит Марина Насташкина, заместитель председателя правления ОАО «Московский кредитный банк».

Поддержку рынку кредитования МСБ способны оказать и позитивные ожидания самих субъектов малого и среднего бизнеса относительно состояния делового климата в стране. Так, индекс «Траст Индекс МСБ», показывающий предпринимательские настроения, вырастет, согласно прогнозу, с текущих 83 пунктов до 86 пунктов к октябрю. «Малые и средние предприниматели ближе к населению, они более мобильны и оперативны, а значит, раньше улавливают зарождающиеся экономические тенденции, которые, безусловно, отражаются на потребительском спросе, — полагает Надия Черкасова, председатель правления банка “Траст”. — Безусловно, мы не будем наблюдать резкого роста, скорее ожидаем поступательно-умеренной динамики показателей, как в части текущих оценок, так и в части прогнозов предпринимателей на будущее».

Рост рынка за счет новых продуктов и увеличения кредитной активности субъектов МСБ взрывным не будет: у банков уже нет ни большого запаса по капиталу, ни избыточной ликвидности. По оценкам «Эксперт РА», темп прироста кредитного портфеля МСБ в 2012 году будет выше, чем в 2011-м, но не превысит 22%. Из-за переориентации МСП-банка на работу с проектами по инновациям и модернизации господдержка в 2012 году не придаст рынку заметного ускорения. Шансы торговых предприятий, к которым относится большинство субъектов МСБ, попасть в портфель кредитов, рефинансируемый в МСП-банке, резко снижаются. Давление на динамику рынка в 2012 году может оказать учет при расчете норматива Н1 кредитных рейтингов заемщиков (изменения в 110-И): средние компании, как правило, не имеют рейтингов, но часто используют рискованные, с точки зрения ЦБ, схемы финансирования. Однако этот эффект будет ограниченным, поскольку у заемщиков с приемлемыми финансовыми показателями есть возможность получить рейтинг и добиться снижения ставки.

*По активам по классификации Банка России.