Ковш с иностранной родословной

Русский бизнес
Москва, 16.04.2012
«Эксперт» №15 (798)
Шведский концерн Volvo начинает строительство экскаваторного завода в Калуге. С его вводом будет установлен тотальный контроль иностранных компаний над российским рынком

Фото: ИТАР-ТАСС

С советских времен у нас существовало развитое, более десятка заводов, экскаваторное производство, что неудивительно: страна всегда была большой стройкой. Однако сегодня рыночная ситуация почти не оставляет шансов для развития этой отрасли: доля экскаваторов иностранных брендов в текущих продажах превышает 92%. Даже в легковом автопроме нет столь мощного доминирования иностранцев.

И эту тенденцию мировые игроки активно пытаются зафиксировать, локализуя производство в России. Свои предприятия у нас уже построили американская Caterpillar и японская Komatsu. В прошлом году начала строительство Hitachi.

Завод Volvo станет четвертым экскаваторосборочным предприятием в России, построенным с нуля иностранными производителями дорожно-строительной техники.

Иллюзия быстрого роста

Сразу поясним, о каких именно машинах идет речь. Экскаваторы с ковшом-стрелой на базе легких тракторов, роющие траншеи при ремонте городских коммуникаций, относятся не собственно к экскаваторам, а к экскаваторам-погрузчикам. Это отдельный сегмент рынка, по сути, рынок производителей легких тракторов, со своими игроками и законами; еще один сегмент рынка составляют мощные карьерные экскаваторы. Мы же под экскаваторами понимаем всю остальную экскаваторную технику. Наиболее распространены экскаваторы на гусеничном ходу, имеющие объем ковша до 4 кубометров (см. фото).

Пик спроса на такую технику пришелся на 2001–2008 годы, эпоху строительного бума. Спрос рос так быстро, что отечественные заводы не справлялись с заказами, дефицит стал заполняться импортными машинами. Однако вплоть до 2008 года выпуск российских экскаваторов увеличивался (на пике производилось 6200 машин в год) почти так же быстро, как и импорт. В кризис ситуация изменилась радикально: после провала продаж импорт вновь стал расти как на дрожжах, а вот внутреннее производство — нет (см. график 1).

В 2009 году выпуск российских экскаваторов по сравнению с 2008 годом сжался четырехкратно. Особенно сильное абсолютное сокращение (в восемь раз) произошло на Уралвагонзаводе и двух предприятиях Группы ГАЗ (в 2007-м производила более 75% отечественных экскаваторов) — Тверском экскаваторном заводе и «Ковровце». Для оптимизации производства Группа ГАЗ в 2009 году была вынуждена вообще закрыть «Ковровец» и перенести выпуск гусеничных машин из Владимирской области в Тверь. Еще один игрок российского рынка, Воронежский экскаваторный завод, сократил производство в пять раз и сегодня практически остановил работу.

Одной из причин падения стал возросший спрос на подержанные западные машины, которые вследствие стагнации стройкомплекса в некоторых странах ЕС значительно подешевели. Способствовали такому изменению структуры спроса и низкие — всего 5% — импортные пошлины. Но основная причина более фундаментальная. Российское экскаваторостроение страдало от длительного недоинвестирования в 1990-е годы, всплеск спроса в начале 2000-х не вывел продукцию наших компаний на приличный технологический уровень. Практически все российские экскаваторщи

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (798) 16 апреля 2012
    Политика развиия
    Содержание:
    Подождем дорожных карт

    Заявленные Владимиром Путиным направления развития страны в целом выглядят привлекательно. И хотя в его выступлении перед депутатами Госдумы не хватает прописанных механизмов реализации, обещание в скором времени обнародовать подробные дорожные карты — это хороший признак

    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    Общество
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама