Магазин как центр принятия решений

Русский бизнес
Москва, 16.04.2012
«Эксперт» №15 (798)
Продавец бытовой техники и электроники Media Markt отдал управление магазинами на откуп директорам. Децентрализация позволяет подстраивать точки под нужды конкретных городов и районов и продавать больше

«Я все проверил и, между прочим, оказался прав, а ты ошибся», — говорит директор магазина Media Markt на проспекте Вернадского в Москве одному из топ-менеджеров компании. Скрестил руки на груди, хитро улыбается и смотрит выжидательно. Тот одобрительно кивает: ты, мол, не промах, где уж мне. Все происходит при журналистах, после беседы с топ-менеджером в торговом зале нам показывают офис при магазине. Похоже, спор с начальством в компании Media-Saturn (развивает сети бытовой техники и электроники Media Markt и Saturn, принадлежит немецкой Metro Group) — корпоративный вид спорта. Здесь объясняют, что создают условия, при которых директор магазина сам ищет решения: отвечает за ассортимент, ценовую политику, персонал, продвижение, — а не выполняет приказы головного офиса. Этим Media-Saturn радикально отличается от большинства ритейлеров, управляющихся, как правило, из центра.

Децентрализованная система управления позволяет компании оперировать огромными гипермаркетами. В России, например, магазины Media-Saturn в два раза больше по ассортименту и площади, чем «М.Видео» и «Эльдорадо». За счет этого компания рассчитывает расти быстрее конкурентов. И до сих пор ей это удавалось. Открыв за пять лет работы в России 36 магазинов — в семь и девять раз меньше, чем у «М.Видео» и «Эльдорадо» соответственно, — Media-Saturn вышла на третье место на рынке, уступая лидерам по выручке в три — три с половиной раза (см. график 1). При этом выручка с квадратного метра у немцев наибольшая (см. график 2), то есть из своих площадей они выжимают максимум. Таким образом, Media-Saturn удается зарабатывать на объемах, хотя децентрализованная система управления, как полагают участники рынка, негативно сказывается на рентабельности.

Правда, именно сверхбольшой формат магазинов в прошлом году стал для сети неожиданным препятствием к росту. Компания столкнулась с отсутствием необходимых больших помещений, задержками с вводом торговых центров, и рост ее замедлился (см. график 3). Лидер рынка «М.Видео», оперирующий меньшими по размеру магазинами, вырос в 2011 году на столько же, но со значительно более высокой базы.

Чтобы исправить ситуацию в этом году, в Media-Saturn планируют, во-первых, начать самостоятельное строительство отдельно стоящих магазинов-коробок в ритейл-парках (этот формат торговых центров очень популярен в Европе). Во-вторых, сеть готова несколько уменьшить размеры магазинов — до 2500 кв. м торгового зала для малых городов (с населением 350 тыс. человек) против стандартных 3500–4000.

Уменьшенный формат отразится на широте ассортимента, но на свободу директора магазина вряд ли сильно повлияет; во всяком случае, в Европе такие маленькие магазины у компании тоже встречаются. Если все получится, Media-Saturn сможет догонять конкурентов, не отступая от идеологии децентрализации. Об особенностях этой системы управления мы расспросили Хельмара Шернека, вице-президента Media-Saturn Russia.

Сети вроде бы для того и созданы, чтобы управлять ими централизованно: стандартизи

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (798) 16 апреля 2012
    Политика развиия
    Содержание:
    Подождем дорожных карт

    Заявленные Владимиром Путиным направления развития страны в целом выглядят привлекательно. И хотя в его выступлении перед депутатами Госдумы не хватает прописанных механизмов реализации, обещание в скором времени обнародовать подробные дорожные карты — это хороший признак

    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    Общество
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама