Осторожно, двери открываются

Культура
Москва, 16.04.2012
«Эксперт» №15 (798)

«Хижина в лесу» — главный сюрприз этой весны. Вероятно, важнейший фильм ужасов за долгое время и первый значительный прорыв в этом жанре со времен японских «Звонков» и «Проклятий». То ли законодатель нового тренда, то ли феномен, которому суждено остаться в истории кинематографа особняком — как «Экзорцисту» или «Нечто». Так или иначе, рубеж, веха, этап.

Самым влиятельным американским ужастиком последних десятилетий был «Крик» Уэса Крейвена. Подростки попадали в мир, состоящий из цитат и гиперссылок, неожиданно оборачивавшихся реальной кровью: постмодернистский уроборос проглотил свой хвост в четвертой серии, где объектом для цитирования стали три предыдущих «Крика». Японцы попробовали преодолеть иронию и многослойность при помощи мертвых девочек — и преуспели. Однако их фильмы оставались гипертекстами, где опасность исходила не от самих призраков, а от видеоносителей и телевизора. «Хижина в лесу», где хватает иронических отсылок и к восточным «кайданам», и к «Крикам», констатирует: чрезмерная культурность жителей информационной эры — грех не меньший, чем высокомерие, глупость или распутство. Поскольку виноваты в нем не только конкретные персонажи этого фильма, но человечество в целом, закономерный финал — не уничтожение очередной горстки никому не нужных тинейджеров, а глобальный Апокалипсис. Нет сомнения, коммерческий успех «Хижины в лесу» будет колоссальным, однако с идеями для сиквела возникнут серьезные проблемы. Ибо дальше некуда.

Впрочем, если создатели картины смогли преодолеть усталость жанра, с продолжением тем более справятся без труда. Благо оба сценаристы: режиссер-дебютант Дрю Годдард написал «Монстро» и с полтора десятка серий «Остаться в живых», его продюсер и соавтор Джосс Уидон придумал сериал «Баффи — истребительница вампиров». Кому, как не им, понимать, что технические новинки приедаются быстро! В «Монстро» спонтанность ощущений гарантировалась оператором-непрофессионалом, снимавшим кошмарное разрушение Нью-Йорка на любительскую видеокамеру; в каких-нибудь «Монстрах» тот же прием сработал слабо. В абсурдном римейке «Моего кровавого Валентина» 3D смотрелось свежо, в последнем «Пункте назначения» не обращало на себя особого внимания. Все-таки успех хоррора не зависит от бюджета или спецэффектов. Куда важнее обновление нарратива. Говоря проще, сюжет и его способность удивить ко всему привычную публику.

А теперь внимание. Говорить о фильме подробнее без спойлеров невозможно, а пересказ интриги неминуемо убьет удовольствие от просмотра. Дальше читайте лишь в том случае, если уже успели увидеть «Хижину в лесу». Или если уверены, что не будете ее смотреть.

После краткой загадочной интродукции, в которой пара ученых идет по коридорам к некоей закрытой лаборатории, начинается действие стандартного фильма ужасов. Пятеро студентов (красавчик-атлет, его легкомысленная подруга-блондинка, робкий умник, шутник-наркоман, застенчивая и задумчивая девственница) отправляются в поход. Их цель — заброшенный домик в лесной глуши, на берегу живописн

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (798) 16 апреля 2012
    Политика развиия
    Содержание:
    Подождем дорожных карт

    Заявленные Владимиром Путиным направления развития страны в целом выглядят привлекательно. И хотя в его выступлении перед депутатами Госдумы не хватает прописанных механизмов реализации, обещание в скором времени обнародовать подробные дорожные карты — это хороший признак

    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    Общество
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама