Из тумана — к свету

23 апреля 2012, 00:00
Архив пресс-службы

Юбилейный 65-й Каннский кинофестиваль объявил официальную программу, и Россия будет представлена в конкурсной программе главного кинофестиваля мира.

Канны делают ставки на режиссеров, а потом хранят им верность: уж если именно они сообщили миру о режиссере Сергее Лознице, позвав когда-то его игровой дебют «Счастье мое» в конкурс, то и следующей картине знаменитого (но в ограниченных кругах) документалиста самое место среди претендентов на «Золотую пальмовую ветвь». Новый фильм «В тумане» снимал тот же оператор-виртуоз Олег Муту («Смерть господина Лазареску», «В субботу»), а основой для сценария послужила одноименная повесть Василя Быкова. С одной стороны, просматривается простая логика: неравнодушный к теме Великой Отечественной, хоть и лишенный расхожих патриотических иллюзий Лозница уже обращался к близкому материалу в «Блокаде» и «Счастье моем» — а суровая и внятная проза Быкова, конечно, близка киноязыку режиссера-математика. С другой же — тем, кто называл Лозницу ренегатом и политэмигрантом, ненавидящим Россию, будет непросто найти корни пресловутой русофобии в фильме, основанном на подобном тексте — жестоком, но пронизанном высшим гуманизмом.

Самое абсурдное, чем можно заняться до начала фестиваля, — делать прогнозы. Тем не менее у Лозницы есть реальные шансы оказаться в призовом раскладе. Дело в том, что в число каннских лауреатов обычно попадают две категории авторов. Первая — общепризнанные гении, которым когда-то чего-то недодали: Терренс Малик и Михаэль Ханеке попадают именно в этот разряд. Вторая — молодые (ну или сравнительно молодые) и многообещающие. В числе первых в этом году разве что Дэвид Кроненберг, чей «Космополис» с участием Роберта Паттинсона, вероятнее всего, объявят недостойной наград попсой, да еще вышедший из экспериментальной документалистики австрийский радикал Ульрих Зайдль с лентой «Рай: Любовь». Загвоздка в том, что президент жюри 2012 года — Нанни Моретти, который подобное безнадежное кино ценит не слишком высоко. Во всяком случае, ходят слухи, что «Собачья жара» Зайдля не получила венецианского «Золотого льва» именно из-за Моретти, который предпочел отдать главный приз жизнерадостной индийской «Свадьбе в период муссонов».

Молодых в конкурсе хватает. Но, опять-таки, многие из них обласканы Каннами, а два раза подряд там награждают крайне редко. У румына Кристиана Мунджиу уже есть «золото» за «4 месяца, 3 недели и 2 дня»; если его драма «За холмами» и привлечет внимание жюри, то вряд ли будет претендовать на первое место. Такая же ситуация с итальянцем Маттео Гарроне, чья «Гоморра» получала Гран-при, и Жаком Одиаром, чей недавний «Пророк» был удостоен того же приза. «Открыть» миру осталось, собственно, двоих: Лозницу и мексиканца-эзотерика Карлоса Рейгадаса, у которого тоже есть имя, но пока нет серьезных фестивальных трофеев. Так что его «Post Tenebras Lux» — тоже серьезный претендент.

Разумеется, есть и темные лошадки, от каждой из которых чисто теоретически можно ждать шедевра. Два «независимых» американца — Ли Дэниелс и Джефф Николс. Два склонных к жанру вестерна австралийца — Эндрю Доминик и Джон Хилкоат. Два тезки-корейца — обожающий французскую «новую волну» Хон Сансу и заигрывающий с легкими жанрами Им Сансу. Бразилец Уолтер Саллеш с долгожданной экранизацией великой книги Джека Керуака «В дороге». Младший соратник Ларса фон Триера и соучредитель «Догмы 95» Томас Винтерберг с фильмом «Охота». Немолодой респектабельный египтянин Юсри Насралла с лентой «После битвы». Французский enfant terrible Леос Каракс, не снимавший полных метров с 1999 года: его сюрреалистический «Holy Motors» может с равной вероятностью оказаться гениальным откровением или бредом сумасшедшего.

Завершают парад «священные чудовища» — свадебные и не очень генералы. Во главе войска лауреатов выступает 89-летний Ален Рене, чей фильм по мотивам драматургии Жана Ануя получил вызывающий заголовок «Вы еще ничего не видели». За ним следуют величественный австрийский моралист Михаэль Ханеке (в драме «Любовь» сыграли Жан-Луи Трентиньян и Изабель Юппер), человеколюбивый британский реалист Кен Лоуч («Доля ангелов») и мудрый иранец Аббас Киаростами («Как будто влюблен») — у каждого по «Золотой пальмовой ветви». Замыкает шествие лукавый Кроненберг, от которого можно ожидать чего угодно.

А ведь это только конкурс. В других программах тоже толпы интересных личностей. Молодые режиссеры в «Особом взгляде»: очень любопытно взглянуть на новые работы китайского диссидента Лу Е, канадского вундеркинда Ксавье Долана и двух хулиганов из Бельгии — Бенуа Делепина и Гюстава Керверна. Вне конкурса и на спецпоказах — новый Бернардо Бертолуччи («Я и ты»), третья серия мультфильма «Мадагаскар», очередная версия «Дракулы» от Дарио Ардженто, а также свежие опусы Такаси Миике, Фатиха Акина и Апичатпонга Вирасетакуна. Серьезная проблема в свете всего вышеизложенного будет лишь одна: как бы успеть все это посмотреть. А если не успеется — то как бы повлиять на наших прокатчиков, чтобы они не испугались скупить это великолепие для наших кинотеатров.