Наша формула чуда

Макроэкономическая стабильность необходима, чтобы Россия могла дешевле привлекать внешние заимствования. Однако внешние заимствования мы привлекать не будем, чтобы не нарушать макроэкономическую стабильность

Рисунок: Игорь Шапошников

Похоже, основным лозунгом Владимира Путина на посту президента будет «Осторожность и осмотрительность». Во всяком случае, во всем, что касается экономики и финансов. Таковы главные впечатления от прошедших обсуждений бюджетной политики российского правительства.

На прошлой неделе бюджетная политика на период будущего президентского правления Путина была в центре внимания коллегии Министерства финансов. Почти ничего принципиально нового сказано не было: Владимир Путин в очередной раз пообещал «решать задачи национального развития, используя макроэкономическую стабильность как фундамент всех наших планов и инициатив». Соответственно, в очередной раз была подчеркнута необходимость проводить последовательный курс на обеспечение сбалансированности бюджета. «Даже небольшой дефицит для России, учитывая нашу зависимость от мировой конъюнктуры, — это риск, и мы должны его минимизировать», — подчеркнул Путин.

Однако среди этих формул, известных с кудринских времен, немало любопытных деталей. В частности, избранный президент заявил, что «надо очень осторожно относиться к наращиванию долговых обязательств, это касается и внутренних, и внешних заимствований». Такой поворот, похоже, оказался сюрпризом для министра финансов Антона Силуанова, и тот в результате попал в неудобную ситуацию. Объясняя необходимость увеличения Резервного фонда вдвое, до 7% ВВП, глава Минфина заявил: «Для чего это надо? Увеличение резервов, увеличение страховки федерального бюджета улучшает наш инвестиционный рейтинг. Улучшение инвестиционного рейтинга приводит к тому, что снижаются ставки по заимствованиям, которые Российская Федерация осуществляет». А затем, похваставшись, что Минфин провел исключительно удачный выпуск еврооблигаций, Антон Силуанов вынужден был отыграть назад со словами: «Мы не будем увеличивать объем внешних заимствований, с тем чтобы не создавать различные курсовые и конъюнктурные риски. Нам это не нужно».

Разумеется, Министерство финансов с радостью согласилось с необходимостью формирования бездефицитного бюджета и сокращения государственных расходов. «Наша задача заключается в том, чтобы денежный навес, который возник в период кризиса, постепенно сокращать, доводя объем расходов до реальных возможностей федерального бюджета», — отметил Силуанов. И тут же услышал очередное требование избранного президента действовать осмотрительно. «За счет чего было достигнуто снижение инфляции? — напомнил Владимир Путин. — За счет того, что мы с вами не пожадничали, дали денег в реальный сектор на поддержку сельского хозяйства. И в самое трудное время двухлетней засухи и мирового финансово-экономического кризиса селян поддержали прямыми деньгами из бюджета. Не побоялись, дали эти деньги, и продовольственная инфляция у нас — бум — упала до предельно низкого уровня. И это тоже способствовало общей задаче снижения инфляции. Поэтому всегда нужно смотреть на проблему в совокупности».

Очередного призыва «быть крайне аккуратными» глава Минфина удостоился уже за программу бюджетных реформ на период до 2015 года, в рамках которых планируется изменить подходы к определению самой сути госуправления. «К сожалению, Владимир Владимирович, мы еще по-прежнему любим иметь большие сети бюджетных учреждений, большие штаты. Если ставится задача какая-то, то мы говорим: для этого нужно построить несколько зданий, для этого нужно разместить дополнительную численность сотрудников и так далее. Это все неправильно, это старый, по сути дела, пережиток, старый подход к реализации государственной политики, — выговаривал министр финансов главе правительства и будущему президенту. — Сегодня необходимо, чтобы работники бюджетной сферы работали более эффективно, не сидели с утра до вечера, заполняя какие-то бланки, а оказывали услуги гражданам. И вопрос повышения заработной платы необходимо решать не путем уравниловки. Необходимо сконцентрировать внимание на оплате труда тех специалистов, которые, по сути дела, тянут на себе всю работу, а не тех, которые являются балластом». Тут-то Путин и призвал главу Минфина к аккуратности, напомнив, что «у нас не должно быть только самоцелью механическое сокращение всех штатов, к этому тоже внимательно надо относиться».

Единственной, но потенциально революционной новостью стало предложение Владимира Путина перечислять подоходный налог в бюджеты по месту жительства налогоплательщика. Как выяснилось, сегодня муниципалитеты не заинтересованы в увеличении объемов строительства жилья, потому что кроме нагрузки на инфраструктуру и местный бюджет они ничего не получают. «Вот если бы от увеличения количества жителей при строительстве жилья у них увеличивались бы налоги, поступающие в местные бюджеты, то тогда они боролись бы за каждый такой проект», — заявил Путин.

У специалистов пока нет общего мнения о перспективах реализуемости этой идеи. «Сейчас подоходный налог перераспределяется в бюджет того субъекта, где зарегистрирован работодатель, который удерживает налог с доходов своих сотрудников, — объясняет Игорь Шиков, руководитель налоговой практики адвокатского бюро “Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры”. — Но ведь источником налогового поступления является работник, который часто проживает в ином регионе. Поэтому в целом было бы более справедливо, если бы налог с его доходов перечислялся в бюджет его региона, а также в местный бюджет по месту его жительства. Что нужно сделать для этого? Со стороны работодателей — ничего! Они и так по действующим правилам раз в год сдают отчетность, из которой видно, сколько дохода они перечислили каждому работнику и сколько налога было удержано. Кроме того, в этой отчетности содержатся данные о месте жительства работника, а также его ИНН, который позволяет сразу установить привязку к его региону и муниципалитету. То есть для реализации идеи нужно всего лишь улучшить администрирование внутри налоговых органов и органов казначейства. Следует только придерживаться простого правила — бизнес удерживает и платит федеральный налог в федеральный бюджет одной суммой, а все остальные перераспределения должны делаться внутри бюджетной системы, не обременяя бизнес и не перекладывая на него часть функций государственного управления».

Анна Крыгина, старший юрист «Пепеляев Групп», настроена более пессимистично: «В случае принятия предложений Владимира Путина касательно уплаты НДФЛ по месту жительства налогоплательщиков первыми жертвами практической реализации идеи станут финансовые отделы организаций-работодателей, отвечающие за удержание и уплату НДФЛ в бюджет, поскольку новый порядок уплаты налога потребует оформления дополнительной документации и более пристального внимания к изменению места жительства работников. Это нововведение также может негативно сказаться и на работниках. Так, в случае перечисления НДФЛ по неверным реквизитам (например, в ситуации, когда работник сменил место жительства, а работодатель об этом не был уведомлен) задолженность перед бюджетом возникнет у работника, на которого и может быть возложено бремя негативных последствий в виде доначисления пени и штрафа. Неоднократно сталкиваясь с тем, что налоговые органы на местах не могут правильно разнести платежи физических лиц в довольно простых ситуациях, можно представить, что путь реализации этой идеи будет длинным и сложным».