Связь для автобусов и роботов

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
23 апреля 2012, 00:00

В современных городах появляются новые виды телекоммуникаций. Наиболее перспективные из них — Wi-Fi-доступ в интернет в общественном транспорте и удаленная связь между различными электронными устройствами

Фото: Charlotte Von Waldenfels

Автобус стоит в пробке, а пассажир тем временем подключается через Wi-Fi к интернету и коротает время, скажем, в социальных сетях. Такова суть новой услуги доступа в интернет через Wi-Fi в общественном транспорте, которая начинает распространяться в крупных российских городах.

Вообще-то мобильный доступ в интернет в автобусе, трамвае или других видах наземного транспорта во многих российских городах можно получить через сотовую связь третьего поколения (3G). Однако за это нужно платить, так что регулярно баловать себя таким развлечением вылетит в копеечку.

Новая же услуга совершенно бесплатна. Подключить свой ноутбук или смартфон к интернету через Wi-Fi уже можно более чем в десятке российских городов — Уфе, Мурманске, Пятигорске, Липецке, Самаре, Иркутске, Тюмени, Владивостоке, Нижнем Новгороде и других. С недавних пор бесплатный Wi-Fi-интернет в транспорте появился и в Москве.

Технологически в основе обеспечения этой услуги лежит все та же 3G. На автобус или другой вид транспорта устанавливается специальный 3G-роутер: он подключается к сети через сигнал сотовой связи и распространяет его для пассажиров через точку доступа Wi-Fi.

Предоставление такой услуги — общемировая практика. Доступ Wi-Fi есть в общественном транспорте многих европейских городов, в мегаполисах США и Австралии. Развитие сервиса обычно происходит по инициативе городских властей, которые таким образом популяризуют общественный транспорт, чтобы разгрузить дороги от личных автомобилей.

Такой же логикой руководствуются и власти крупных российских городов. Например, в Москве бесплатный доступ Wi-Fi недавно был организован на автобусном маршруте 400К от станции метро «Митино» до Зеленограда. Заявленная скорость соединения в автобусах — 7 Мбит в секунду — этого вполне достаточно, чтобы, например, просматривать в интернете новости.

Wi-Fi появляется и в московском метро — на Кольцевой линии. Понятно, что технологически организовать интернет-доступ в метро сложнее, чем в наземном транспорте, ведь под землю нужно как-то передавать сигнал сотовой связи. Для этого на Кольцевой линии оператор связи проложил под землей специальный излучающий кабель, от которого сигналы поступают на 3G-роутеры, установленные в вагонах.

По словам Елены Новиковой, пресс-секретаря департамента информационных технологий Москвы, в каждом вагоне установлено по два 3G-роутера, скорость доступа составляет 7 Мбит в секунду. «Такая скорость не рассчитана на то, чтобы смотреть видео или скачивать объемные файлы, — говорит Елена Новикова, — но ее вполне достаточно, чтобы почитать электронную почту или посмотреть какие-нибудь развлекательные веб-странички».

Провайдеры новой услуги признаются: в одном вагоне интернетом смогут одновременно пользоваться 7–10 человек. Если желающих окажется больше, интернет будет «виснуть». Видимо, именно это и произошло, когда автор этих строк пытался подключиться к интернету в районе станции «Киевская»: сеть «подвисала» и не хотела загружаться на планшетный компьютер. Однако в районе «Октябрьской» все работало исправно.

Кто заплатит за праздник

Конечно, услуга доступа Wi-Fi в интернет в общественном транспорте в российских городах пока еще экзотика. Например, в Москве пользоваться Wi-Fi-интернетом, как уже упоминалось, можно только на одном автобусном маршруте, а, например, в Иркутске — на двух троллейбусных и на двух трамвайных. При этом власти большинства городов указывают, что услуги бесплатного Wi-Fi предоставляются в тестовом режиме. Например, в столичных автобусах они скоро будут сворачиваться. А в московском метро услуга будет действовать до конца мая — начала июня. После этого данные об эксперименте, как говорят в московской мэрии, «будут анализироваться, и будут приниматься дальнейшие решения о развитии услуги».

Проблема в том, что власть и бизнес пока не могут найти экономическую модель развития этого сервиса. «Весь вопрос в том, кто будет платить за весь этот праздник, — говорит Денис Кусков, директор аналитического агентства Telecom Daily. — Если доступ в интернет в автобусе будет оплачиваться из городского бюджета, то согласятся ли с таким ростом бюджетных расходов налогоплательщики? Ну а если перекладывать расходы на плечи операторов, то непонятно, каков тут их экономический интерес. Ведь те пассажиры, которые пользуются бесплатным Wi-Fi, могли бы за деньги потреблять трафик 3G-интернета у оператора. Получается, что такая услуга нанесет ущерб другим его сервисам».

Власти заверяют, что они полны решимости найти оптимальное решение, чтобы монетизировать услугу доступа в интернет в общественном транспорте. И для этого есть несколько путей. «Во-первых, можно сделать так, что интернет на маленькой скорости в метро будет бесплатным, но если человек хочет пользоваться более комфортным скоростным соединением, то ему будет предложено заплатить за это», — говорит Елена Новикова из столичного департамента информационных технологий.

Второй обсуждаемый путь — размещение рекламы: хочешь бесплатно пользоваться интернетом в транспорте — посмотри сначала рекламный ролик.

Однако наблюдатели сомневаются, что подобные схемы могут сразу стать эффективной бизнес-моделью. «Не думаю, что тут же выстроится очередь из рекламодателей, желающих разместить рекламу в таком пока еще не очень понятном сервисе, — пожимает плечами Денис Кусков из Telecom Daily. — Разве что городские власти решат подключить административный ресурс. Например, агентству, занимающемуся размещением рекламы на транспорте, можно поручить, чтобы в обязательном порядке, так сказать, в нагрузку, основные рекламодатели покупали бы еще пакет размещения для интернета. В любом случае услуги интернет-доступа на транспорте нужно будет административно поддерживать в течение первых нескольких лет, чтобы они набрали обороты и присутствие рекламодателей стало бы для них действительно выгодным».

Общение машин

Еще один новый вид городских телекоммуникаций — так называемая удаленная коммуникация машин.

О том, что машины или роботы будут обладать искусственным интеллектом и смогут общаться между собой, мы давно читали в фантастических романах. И вот пришло время, когда так называемые услуги связи М2М (Machine-to-Machine, «машина-к-машине») — уже не просто реальность, а заметный и бурно растущий сегмент телекоммуникационного рынка.

Согласно данным аналитической компании Berg Insight, по итогам прошлого года число M2M-подключений к сетям мобильной связи во всем мире выросло на 37% и достигло 108 млн. И в ближайшие пять лет среднегодовой прирост составит 30%, так что к 2016 году количество подключений достигнет примерно 350 млн (см. график 1), что составляет 9 млрд евро в денежном выражении.

В России подобный вид связи развивается в русле мировых трендов и даже обгоняет общемировую динамику: по данным компании iKS-Consulting, у нас сейчас порядка 2 млн М2М-подключений, но уже к 2015 году рынок вырастет в девять раз и достигнет порядка 18 млн подключений.

Итак, кто же эти роботы, которым нужно «поговорить» между собой? Наиболее распространенный вид М2М-связи в России — мониторинг транспортных систем: по данным iKS-Consulting, сейчас на этот вид сервиса приходится 45% М2М-услуг (см. график 2). Простейший вариант услуги — навигаторы с SIM-картами, которые дают автовладельцам возможность оперативно получать данные о пробках на своем маршруте или подгружать навигационные карты.

К более сложным решениям относятся использование М2М-соединений для мониторинга корпоративного автопарка. Например, на конференции «M2M-Communications», состоявшейся в Москве, представитель российского производителя молочных продуктов «Юнимилк» заявил, что они оснастили свой автопарк из более 180 грузовых автомобилей M2M-системами для управления передвижения грузов. В результате автопарк стал более управляемым, что очень важно для компании, поскольку она перевозит скоропортящиеся молочные продукты. Встроенный в автомобиль модуль связи оперативно передает данные о своем местонахождении, и теперь в режиме реального времени можно видеть, где находится каждая машина, и координировать ее передвижение. В результате улучшилась дисциплина (водители не отклоняются от маршрута), повысилась безопасность движения (водители не превышают скорость, так как данные о скорости каждой машины поступают в единый центр). Интересно, что системы связи удалось интегрировать с бортовыми компьютерами грузовиков — автомобиль теперь может в автоматическом режиме сообщать, что нужно, скажем, поменять моторное масло или тормозные колодки, и оператор прямо с маршрута может отправить машину в сервис.

Участники телекоммуникационного рынка оценивают потенциал М2М-услуг по управлению транспортом как очень перспективный, так как при его очевидной эффективности подобными системами оснащено только порядка 5% российских корпоративных автопарков.

При этом в перспективе М2М-связь может быть использована на транспорте и в других целях. Например, установленный на автомобиле модуль может следить за пробегом, передавать эти данные в страховую компанию, которая сможет корректировать стоимость страховки. В ряде европейских стран обсуждается введение норм, согласно которым после 2015 года на каждый автомобиль в обязательном порядке должен устанавливаться автоматический SOS-вызов (так называемый eCall). Если с машиной что-либо случится, модуль связи будет автоматически посылать тревожный сигнал в спасательные службы. Ожидается, что такая система будет ежегодно спасать в странах ЕС более 2,5 тыс. жизней.

Следующие популярные виды M2M-услуг — банковские и услуги ЖКХ; на них в России сейчас приходится по 20%. И если сектор банкоматов, которым надо сообщать, что клиент взял или внес наличные деньги, уже вполне освоен и развит, то M2M-сервисы в сфере ЖКХ стоят на пороге небольшой революции.

Постепенно все приборы будут оснащаться модулями связи. И без участия потребителя они будут информировать коммунальщиков о расходе света, тепла и воды в каждой квартире. Так что в перспективе нам не придется каждый месяц заполнять квитанции — счета будут выставляться автоматически.

Такая практика уже широко распространена в развитых странах (например, в Норвегии и в Швеции); согласно специальным правительственным программам, в некоторых странах Евросоюза к 2020 году системами M2M-связи должны быть оснащены все счетчики учета электроэнергии.

В России пока SIM-карты не добрались до частных счетчиков. Однако в крупных ЖКХ-организациях подобные решения уже внедряются. Например, Московская объединенная энергетическая компания (МОЭК) в прошлом году создала в столице широкомасштабную М2М-сеть. Так называемая Автоматизированная система коммерческого учета потребления энергоресурсов (АСКУПЭ) включает в себя модули связи, установленные более чем на 20 тыс. объектов. Пока это не квартирные счетчики, а общедомовые узлы учета потребления тепла и горячей воды, которые в автоматическом режиме передают в центральную базу данных компании информацию о расходе энергоресурсов.

Еще 10% сегодняшнего рынка М2М-сервисов в России занимают услуги, связанные с обеспечением безопасности, и это тоже очень перспективный рынок. С помощью таких устройств крупные компании интегрируют системы «умного дома», которые охраняют помещения от пожаров, протечек, взломов и т. д. И подобными передовыми решениями уже начинают пользоваться обычные граждане. Например, сейчас наблюдается настоящий бум продаж комплектов «для дачников». Такой комплект представляет собой модуль связи с SIM-картой, к которому можно подключить веб-камеру, а также различные датчики движения, температуры, звука. Комплект устанавливается в загородном доме, и если датчик зафиксирует в доме движение (это значит, что в дом, вероятно, забрались грабители) или, скажем, датчик температуры показывает, что зимой в доме вдруг резко стало холодать (может быть, сломалась система отопления), то на мобильный телефон придет соответствующее SMS-сообщение. А при включенной веб-камере можно увидеть на своем смартфоне, что происходит в доме. Уже сейчас такие комплекты стоят относительно недорого — порядка 4–5 тыс. рублей, поэтому число желающих их приобрести быстро растет.

Наконец, еще 3% М2М-соединений в России — это различные торговые аппараты, которые тоже считаются перспективным направлением, так как могут быстро информировать своих владельцев о необходимости загружать новые товары.

Холодильник на связи

Но все упомянутые виды М2М-соединений — лишь начало развития этого сектора городских телекоммуникационных услуг. Энтузиасты-технологи говорят, что «железные» абоненты могут связываться друг с другом и во многих других областях.

Например, перспективной может быть сфера здравоохранения. На человеке закрепляется датчик, измеряющий те или иные параметры его здоровья, которые в автоматическом режиме передаются лечащим врачам. И вот человек идет по улице, а рядом с ним вдруг останавливается «скорая помощь», выходит врач и говорит: поехали, у вас вот-вот может случиться инфаркт.

Многие эксперты считают, что скоро получат широкое распространение M2M-модули для автоматического определения местоположения детей, домашних животных, заключенных. Например, недавно управление Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области объявило, что начинает использовать специальные электронные браслеты, которые будут надеваться на граждан, приговоренных к ограничению свободы. Данные о местонахождении этих людей через встроенный модуль связи будут передаваться в правоохранительные органы.

Большие перспективы у М2М-соединений в промышленном секторе — промышленное оборудование будет само сообщать о неисправностях. Да и вообще самостоятельно связываться друг с другом или со своим владельцем со временем будут многие бытовые предметы. Например, во Франции подсчитали, что модулем связи уже могут оснащаться как минимум шесть предметов в доме, включая, скажем, микроволновку или электроплиту, которые смогут подгружать рецепты приготовления блюд из интернета. А холодильник сам будет заказывать в интернет-магазине продукты.

Ну а операторы связи, в свою очередь, не нарадуются растущим рынкам М2М-сервисов. В условиях падающего ARPU (выручка на одну активную SIM-карту) и снижающейся стоимости голосового и интернет-трафика М2М-сервисы могут придать значимый импульс развитию всего телекоммуникационного рынка. Будет расти и число компаний, желающих предоставлять эти услуги. По данным iKS-Consulting, на сегодня более 80% М2М-услуг контролируется операторами «большой тройки» — МТС (44%), «Вымпелком» (25%) и «Мегафон» (17%, см. график 3). Кстати, представители МТС говорят, что число SIM-карт компании, задействованных в М2М-услугах, по итогам прошлого года выросло на целых 60%. Воодушевляет и ARPU таких сервисов — она варьируется от 70 до 800 рублей в месяц, то есть иногда даже превышает ARPU абонентов в России (сейчас порядка 300 рублей). При этом поднимают голову и региональные операторы связи. Сейчас на них приходится 14% всех М2М-сервисов. Но, скорее всего, в ближайшее время они будут «отъедать» доли этого перспективного рынка у «большой тройки».