Возвращения и открытия

Анна Галайда
23 апреля 2012, 00:00

Ежегодный международный балетный фестиваль Dance Open завершился. Он собрал в Петербурге не только мировых звезд первой величины, но и международную балетную общественность

Фото: Николай Круссер
Фестиваль открывался представлением Rock the Ballet

Dance Open проходил уже в одиннадцатый раз, однако международный резонанс обрел лишь в последние годы. Неудивительно: Екатерина Галанова создавала его в конце 1990-х под боком грандиозного фестиваля балета «Мариинский» как мастер-классы для начинающих. По всему миру таких кратких стажировок у известных артистов тысячи, но позаниматься у представителей петербургской школы в их родном городе возможностей раньше не было. Галанова, в те годы танцевавшая в Мариинском театре, дала шанс попробовать себя в преподавании своим ровесникам, в числе которых были звездная Ульяна Лопаткина и Эльвира Тарасова, теперь успешный репетитор Мариинского театра. В то же время с Dance Open согласился сотрудничать один из «старых мастеров» петербургской школы Геннадий Селюцкий, чье имя гарантировало классам знак качества. Несколько лет спустя к урокам классического танца добавились концерты приглашенных звезд, а два года назад — вручение международного балетного приза. В качестве председателя жюри удалось заполучить Наталью Макарову. Ее имя магнитом притянуло и звезд старшего поколения, объединенных в жюри, и действующих именитых танцовщиков, тем более что балетный мир испытывает острый дефицит в международных наградах.

Теперь к звездам Мариинского и Михайловского театров на концертах Dance Open присоединились представители Большого, Opera National de Paris, New York City Ballet и других ведущих трупп. Однако их приток не завершил развитие фестиваля — он продолжает искать новые формы. В этом году пять десятков студентов от пяти до двадцати лет участвовали в мастер-классах, звезды приехали не только на гала, в ходе которого определялись призеры Dance Open, но и на концерт в честь 100-летия со дня рождения великой балерины Наталии Дудинской. Открылся же фестиваль представлением Rock the Ballet американских Bad Boys of Dance. Эта молодая компания стремительно зарабатывает признание во всем мире. Ее представления строятся на соединении танца с музыкальными шлягерами (в качестве сопровождения звучат не только Майкл Джексон, Queen и U2, но и Мария Каллас с Жаком Брелем). Шестеркой бравых парней и одной танцовщицей предводительствует Раста Томас, чьи трюки снискали в свое время немало наград на престижных балетных конкурсах, а хореография Адриенн Кантерна-Томас эксплуатирует технические возможности лидера и его команды. Пиджаки и голые торсы лишь прикрывают жете ан турнан, двойные со-де-баски и просто «дули» Раба из «Корсара», Актеона из «Эсмеральды», Базиля из «Дон Кихота» и прочих пламенных революционеров из классических балетов. Поэтому в финале публика реагирует уже не на танец, а лишь на любимые музыкальные мотивы.

Тем не менее Dance Open, кажется, нашел новый перспективный формат своего развития. Потому что два концерта с интересными программами и отличными участниками лишь подтвердили, насколько ограничены возможности подобных гала. Их гипертрофированная популярность в прошлом десятилетии была вызвана скорее тем, что массовый российский зритель — главный в мире потребитель классического балета — был лишен гастролей, а вместе с ними и возможности следить за развитием жанра вне границ родного города. Концерты позволяли хотя бы в щелку концертных номеров увидеть, как выглядят современный балет и его представители, а Большой и Мариинский высматривали на них звезд, чтобы потом дать возможность зрителю разглядеть лучших из них в полнометражном формате своих спектаклей.

Владимир Малахов получил награду за вклад в искусство expert_799_077.jpg Фото: Владимир Соколов
Владимир Малахов получил награду за вклад в искусство
Фото: Владимир Соколов

Петербургский фестиваль из года в год представляет незаурядных танцовщиков. Есть среди них постоянные гости — такие, как солисты Мариинского театра Виктория Терешкина и чета Матвиенко, звезда Михайловского Иван Васильев, премьер Большого Михаил Лобухин, именитые американцы Эшли Баудер и Даниэль Ульбрихт, звезда Opera National de Paris Матье Ганьо. Однако состав участников обязательно обновляется. На этот раз благодарность петербургскому фестивалю стоит объ­явить хотя бы за то, что он вернул в Россию Марию Эйхвальд, балерину русской школы, всю профессиональную жизнь танцующую в Германии и ставшую специалисткой по репертуару Джона Крэнко. В смачном дуэте из его «Укрощения строптивой» она и предстала на сцене БЗК «Октябрьский» в финальном гала, показав, как красива может быть балерина, не боящаяся выглядеть на сцене некрасиво: ходить с пятки на невыворотных ногах, сжимать руки в кулаки, задирать плечи и с размаху раздавать пощечины партнеру. Второй год подряд в Петербург приезжает парижская звезда Изабель Сьяравола, тоже мастерица психологического танца. Наряду с водянистым дуэтом из сравнительно нового балета «Дети райка» Жозе Мартинеза она с Матье Ганьо разыграла фрагмент из «Манон». И хотя это было лишь одно из трех адажио главной героини, вложила в него и захлебывающийся восторг первой встречи, и мучительное расставание с де Грие. В прошлом году именно на Dance Open ярко засветилась рядовая солистка Большого театра Анастасия Сташкевич. На этот раз она была среди главных героев фестиваля — в «Вальсе» Мошковского, который восстановили в честь Наталии Дудинской, эта мягкая балерина точно соответствовала ликующему стилю и бесстрашной манере Дудинской, как очаровательную банальность исполняя с Михаилом Лобухиным двойные «рыбки». А открытием этого года можно считать другую представительницу Большого театра — Анну Тихомирову. Московские зрители ее уже знают, хотя в активе артистки лишь одна большая партия в «Баядерке» (Гамзатти). Ее подлинный масштаб продемонстрировали вставная вариация в гран па из «Дон Кихота», победная стать которой перекрыла старания главных персонажей, и раритетные «Оживленные ковры» из «Конька-горбунка», где она танцевала с Викторией Терешкиной и Екатериной Осмолкиной и выглядела полноправной партнершей этих мариинских мастериц. А ведущая солистка New York City Ballet Эшли Баудер, наоборот, является постоянной участницей звездных гала по всем у миру и только на моей памяти представляла баланчинскую «Тарантеллу» в восьмой раз. Но ее отношения с этим номером выглядят настоящим романом: балерина может танцевать чуть более или чуть менее удачно, но каждый раз демонстрирует в простодушии «Тарантеллы» все новые оттенки эмоций и хореографии, которые на этот раз удачно подчеркнуло партнерство Даниэля Ульбрихта.

И это тот уровень мастерства, когда раздача призов может выглядеть приятной формальностью. Если бы не звездный состав жюри. В нынешнем году его составили: Артур Митчелл — первый профессиональный классический танцовщик афроамериканского происхождения, на которого Баланчин ставил «Агон», и создатель Балета Гарлема; худрук балета Большого театра Сергей Филин; лидер Берлинского балета Владимир Малахов; административный директор Королевского балета Великобритании Кевин О’Хэйр; руководитель авторского театра Борис Эйфман; директор Польского национального балета Кшиштоф Пастор; худрук Финского национального балета Кеннет Грев; арт-директор Английского национального балета Уэйн Иглинг — люди, вершащие судьбы международного балета. Их решением звания «Мистер виртуозность» удостоен кубинец Йона Акоста (Английский национальный балет), изящно освоивший семейные трюки (он племянник Карлоса Акосты). «Мисс виртуозность» признана деликатная прима Большого театра с петербургской школой Евгения Образцова. Приз «Мисс выразительность» вручен Марии Эйхвальд (Штутгартский балет). Награду за лучший дуэт сенсационно получили близнецы Иржи и Отто Бубеничеки (первый представляет Дрезденский балет, второй — Гамбургский). В отличие от большинства других участников они танцевали не классику, в которой тоже сильны, а номер современного хореографа Клода Брюмашона «Les Insomptes», где нет привычных наворотов пируэтов и прыжков — только скрупулезная зеркальность движений и общий ток эмоций. Целую горсть призов вручили представителям Берлинского балета. Молдаванин Дину Тамазлакару в беспроигрышном игровом номере «Буржуа» и виртуозном па-де-де из «Сатаниллы» добился звания «Мистер выразительность», украинка Яна Саленко комбинацией тройных, двойных и одинарных фуэте убедила жюри в своем праве на главный приз Dance Open, а Владимир Малахов получил награду за вклад в искусство, впервые учрежденную на фестивале в этом году. Приз публики (в зале были установлены ящики для голосования, и зрители опускали в них свои билеты с именами фаворитов) завоевал солист New York City Ballet Даниэль Ульбрихт, невысокий коренастый атлет, умеющий зависнуть над сценой, без приземления навинтить там еще каких-то красот и вернуться на землю с простодушной улыбкой, чтобы через мгновение вспороть воздух штопором. Еще один новый приз от Сбербанка увезла Изабель Сьяравола.

Как и любая раздача наград, эта не выглядела безупречной. Тем не менее Dance Open может гордиться репутацией и доверием профессиональной среды — на мероприятии были запеленгованы кроме участников, членов жюри, педагогов, дававших мастер-классы, представители театров и других фестивалей. Не только российская, но и международная балетная общественность нуждается и в признании, и просто в общении. Петербург, одна из мировых балетных столиц, и его Dance Open близки к тому, чтобы сыграть эту объединяющую роль.