Народнее не бывает

Марк Завадский
30 апреля 2012, 00:00

Главная государственная газета КНР выручила в ходе листинга в Шанхае в три раза больше, чем ожидала. Теперь очередь за остальными китайскими государственными СМИ

Фото: Photoxpress.Ru
Рост влияния государственных СМИ китайские власти рассматривают как часть глобальной стратегии по превращению «индустрии культуры» в одну из основ экономики КНР

Еще неделю назад портал официальной газеты КНР «Жэньминь жибао» стоил почти столько же, сколько весь холдинг New York Times — таковы итоги первого в истории IPO китайского государственного средства массовой информации на Шанхайской фондовой бирже. Уже тогда это казалось невероятным. Но по результатам первой торговой сессии он подорожал вдвое. Стоимость акций на старте торгов взлетела на 70% и до конца дня оставалась у этих уровней.

«Ежедневная народная газета» (так с китайского переводится название) стала немного ближе к народу — 25% акций портала теперь в руках частных инвесторов. Остальное у самой газеты и трех операторов сотовой связи — China Unicom, China Telecom и China Mobile.

Листинг интернет-версии китайского аналога газеты «Правда» советских времен можно считать очередным свидетельством необратимости перемен, происшедших в Китае в последние 20 лет. При этом коммерциализация в стране отнюдь не означает политической либерализации. Популярность IPO «Жэньминь жибао» (среди частных инвесторов спрос превысил предложение в 66 раз, среди институциональных — в 56) скорее, напротив, свидетельствует об уверенности инвесторов в незыблемости существующего строя в Китае, при котором у государственных СМИ в долгосрочной перспективе всегда будет преимущество перед частными медиа. New York Times может обанкротиться, если дела в газетном бизнесе США пойдут плохо, но «Жэньминь жибао» обанкротится только в случае краха самого китайского государства. В КНР в такой поворот событий предпочитают не верить и доказывают это юанем.

История вопроса

Итак, листинг в Шанхае принес People.cn Co 222 млн долларов США, а цена за акцию составила 20 юаней (3,2 доллара) — по нижней границе ценового диапазона. Таким образом, стоимость всей компании перед официальным началом торгов в пятницу 27 апреля составляла 872 млн долларов, лишь немногим меньше стоимости New York Times — 954 млн долларов, по данным на середину прошлой недели. По итогам первого дня торгов цена «Жэньминьвана» («Народная сеть» — китайское название сайта) достигла 1,5 млрд долларов. Cтоит отметить, что бурный интерес к акциям интернет-портала развивался на фоне пусть незначительного, но падения рынка — индекс Шанхайской фондовой биржи в пятницу снизился на 0,2%.

Коэффициент P/E (капитализация по отношению к прибыли за предыдущий год) составил 46 при среднем показателе 27 для компаний из информационной индустрии. Впрочем, куда интереснее сравнить стоимость новой публичной компании с ее главными конкурентами. По данным сайта Chinarank, в китайском интернете портал People.cn в апреле этого года занимал 35-е место по популярности, значительно уступая лидерам — порталам Sina и Sohu (2-е и 4-е места), которые провели листинг в США с десяток лет назад и акции которых сегодня торгуются в Штатах с коэффициентами соответственно 32 и 11.

«Столь высокий P/E говорит об уверенности инвесторов в компании, которые в том числе основаны на ожиданиях дальнейших преференций по отношению к предприятиям из “индустрии культуры”, особенно связанным с государством», — говорит аналитик Shenyin Wanguo Securities Линь Цзинь. People.cn уже получил права на освобождение от налогов с 2008-го по 2013 год. Китайские власти сейчас стараются активно продвигать «индустрию культуры» как потенциальный драйвер роста в новых условиях, когда старые перестают работать с прежней эффективностью, и государственные СМИ должны быть в авангарде этого движения.

Про деньги

Владельцы интернет-портала намерены использовать собранные средства для технической модернизации ресурса, особенно мобильной его части: порядка 50 млн долларов будет потрачено на создание новых сервисов для сотовых телефонов; еще 20 млн уйдет на техническое обновление, в частности в People.cn собираются закупить около тысячи различных мобильных устройств, включая iPad по 10 тыс. юаней за штуку, что значительно превышает розничную цену таких устройств на китайском рынке.

«Мы должны увеличить нашу популярность, расширить линейку предлагаемых продуктов, выйти на более широкие круги аудитории и увеличить число просмотров страниц на каждого посетителя» — так видят свои задачи на ближайшее будущее в самой газете.

По данным проспекта People.cn, предоставленным потенциальным инвесторам перед размещением, в 2011 году доходы компании достигли 139,5 млн юаней против 81,5 млн в 2010-м. Основные доходные статьи — продажи новостного контента и онлайн-реклама. 22% своих доходов в 2010 году компания получила от министерства финансов КНР, которому портал оказывал «информационные услуги».

«Очевидно, инвесторы надеются, что подобные заказы портал будет получать и в дальнейшем. То есть у него будет постоянный источник доходов, не зависящий от ситуации на рынке», — поясняет аналитик Сapital Securities Джеки Чжан.

Кто следующий

Интерес инвесторов к акциям «Жэньминьвана» связан и с тем, что «Жэньминь жибао» первым из государственных СМИ акционировал свой журналистский проект — до этого китайские госструктуры выводили на рынок только свои коммерческие подразделения.

Уже сейчас понятно, что IPO «Жэньминьвана» лишь открывает череду размещений других государственных медийных компаний. Ожидается, что до конца года на биржу выйдет главное информационное агентство КНР Xinhua, которое в начале года надеялось выручить не меньше 1 млрд юаней за акции своего портала Xinhuanet. Скорее всего, теперь эта сумма должна существенно увеличиться. Также к размещению готовится центральное телевидение КНР и семь информационных порталов, принадлежащих местным властям различных китайских провинций.

Впервые о необходимости реформ государственных СМИ в Китае заговорили в 2009 году, тогда Госсовет КНР призвал их быть более гибкими в своей работе. Рост влияния государственных СМИ китайские власти рассматривают как часть глобальной стратегии по превращению «индустрии культуры» в одну из основ экономики КНР; именно так об этой сфере говорится в детальном плане развития на 13-ю пятилетку (2011–2015). В прошлом году на культуру приходилось 3% ВВП, задача — к 2015-му довести эту долю не менее чем до 5%. В пример часто приводятся США, где доля культуры составляет около 10% валового внутреннего продукта.

При этом речь идет не только о внутреннем потреблении, но и об экспорте. По данным министерства торговли КНР, за первое десятилетие XXI века «культурный экспорт» из Китая вырос более чем в восемь раз. Экспорт культурных и информационных продуктов можно рассматривать как мягкое расширение влияния Китая в Азии и других частях света. Не случайно многие китайские государственные и частные СМИ в последние два года активно инвестируют в англоязычные продукты. Достаточно вспомнить англоязычные телепроекты CCTV и Xinhua. С конца 2011 года на английском стал выходить и один из ведущих экономических журналов в Китае — Caixin.

В октябре прошлого года в ходе итогового пленума ЦК КПК, на котором обычно обсуждают стратегию развития на ближайший год, культурному направлению также было уделено особое внимание. «Скорее всего, именно после него была ускорена подготовка к IPO “Жэньминьвана”», — полагает профессор факультета журналистики пекинского Народного университета Юй Гомин.

Интернет-бум

В погоне за зрителем интернет-порталы официальных китайских СМИ вынуждены ударяться в желтизну — выигрывать за счет более открытого освещения различных острых вопросов они не могут по политическим причинам. На сайтах «Cиньхуа» и «Жэньминь жибао» размещают фотогалереи с конкурсов красоты и подборки красавиц в бикини. Главной новостью в разделе Lifestyle в пятницу на «Жэньминьване» был текст о появлении южнокорейской актрисы на автошоу в платье, «открывающем взору все», с соответствующими фотографиями.

Сейчас в Китае рынок рекламы переживает настоящий бум. «Это похоже на то, что было в России перед кризисом 2008 года», — говорит «Эксперту» российский предприниматель, стажировавшийся два месяца в отделе рекламы крупной шанхайской газеты. В прошлом году Китай стал крупнейшей «интернет-нацией в мире», обогнав США, и разрыв между ними с каждым месяцем увеличивается.

Успех же IPO «Жэньминьвана» можно объяснить сочетанием двух ключевых трендов: близость к государству и активное присутствие в интернете в ближайшие годы должны стать самыми выигрышными позициями в Китае. Интернет-портал китайской газеты лучше других публичных компаний соответствует этим трендам, он фактически находится на их пересечении. «Скорее всего, цена акций еще вырастет на ближайших торговых сессиях, конкурентов у “Жэньминьвана” в нише государственных СМИ на рынке пока нет», — заключает Джеки Чжан.

Гонконг