НАТО в монопольных сетях России

Повестка дня
Москва, 30.04.2012
«Эксперт» №17 (800)

Фото: АР

Соглашение о мультимодальном маршруте натовских грузов из Афганистана через Ульяновск вызвало целый шквал негодования в российском обществе. По сети стали беспорядочно гулять ужасные видеоролики о скорой оккупации России, а в Ульяновск срочно прибыл внушительный десант политиков из Москвы самого разного толка, которые быстро оседлали эту животрепещущую тему для самопиара. Между тем транзит через российскую территорию грузов международной коалиции и по воздуху, и по железной дороге идет уже пять лет. А аэродром натовским транспортным самолетам понадобился из-за неожиданного отказа Киргизии в реверсном режиме работы авиабазы Манас, который произошел скорее всего под давлением Москвы.

Материальное обеспечение 130-тысячной группировки войск международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане происходило по двум маршрутам — южному через пакистанский порт Карачи, далее морем в США и Европу и северному — через Узбекистан, Казахстан, Грузию и Турцию. А с турецкой базы Инжирлик опять-таки морем грузы развозили по странам коалиции. Киргизский аэропорт Манас в этой схеме выполняет функцию дозаправки самолетов и логистического центра по распределению грузов. Вроде бы схема налажена. Однако войска США совершили ряд грубейших ошибок в транзитных странах, из-за чего усложнили себе жизнь.

6 декабря 2006 года на КПП американской авиабазы, которая расположена на территории киргизского аэропорта Манас, был застрелен гражданин Киргизии. Военнослужащий США дважды выстрелил в него из пистолета. В начале 2011 года стало известно, что суд присяжных, рассматривавший это дело в США, признал его невиновным, что вызвало в Киргизии волну народного недовольства. В итоге президент Киргизии запретил транзит грузов из Афганистана через территорию своей страны.

Следующим суком, который срубили сидящие на нем натовцы, стал Пакистан. 26 ноября минувшего года боевые вертолеты НАТО нанесли удар по блокпосту на территории Пакистана, в результате которого погибли 25 пакистанских пограничников. В ответ Исламабад объявил о пересмотре отношений с США, отказе американским ВВС в использовании авиабазы Шамси и закрытии транспортных коридоров через свою территорию.

Одновременно узбекские власти начали чинить препятствия прохождению железнодорожных составов НАТО. Как говорят представители командования американских войск, сотрудничество с Узбекистаном стало практически невозможным.

Афганская миссия оказалась зажатой в тиски. Остался последний вариант — обратиться к России, чтобы она предоставила какой-нибудь аэродром, военно-транспортные самолеты (своих у НАТО и США просто недостаточно для таких расстояний и таких объемов) и позволила воспользоваться услугами РЖД для транспортировки грузов в прибалтийские порты. В итоге для России сложилась монопольная ситуация, когда только она способна обеспечить оптимальную «выгрузку» натовских войск из Афганистана. НАТО и США будут платить по 6 тыс. долларов за каждый перевезенный по железной дороге контейнер, хотя по тарифам РЖД стоимость не дол

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (800) 30 апреля 2012
    Церковь и общество
    Содержание:
    Повод начать разговор

    Череда скандалов вокруг РПЦ пустила процесс развития отношений церкви и общества по неправильному, ущербному пути. Действительно содержательные проблемы уступили место совершенно надуманным

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама