Сбытовой тупик

Российский рынок электроэнергии контролируют компании с мизерными активами и непрозрачной деятельностью. Пока рынок функционирует, хотя и с перебоями. Смена правил игры может сильно изменить ситуацию

Фото: Алексей Майшев

Государство намерено сильно перекроить розничный рынок электроэнергии. Оно планирует забрать финансовые потоки объемом 2 трлн рублей у энергосбытовых компаний и передать их в ведение НП «Совет рынка». Специально созданный регистратор будет контролировать платежи потребителей и распределять средства между участниками рынка. Предполагается, что непосредственно сбором платежей будут заниматься банки, тогда как сейчас все эти функции выполняют энергосбытовые компании.

Отрасль продолжает серьезно трясти после критики премьер-министра РФ Владимира Путина, которая позвучала осенью 2011 года. Тогда правительство в срочном порядке приняло постановление № 877, в соответствии с которым энергосбытовые компании лишались заметной части дохода.

Часть энергосбытовых компаний произошедшими и грядущими изменениями недовольна, часть очень недовольна, кое-кто грозит банкротством. Это было бы интересно лишь узкому кругу энергетиков, если бы не одна деталь: добавленные в цепочку производитель энергии — потребитель энергии сбытовые компании, зашатавшись, поставят под угрозу всю энергосистему. А попросту говоря, аварии на подстанциях, в сетях и на генерирующих мощностях станут происходить гораздо чаще. О том, какова связь между бизнесом энергосбытов и возможным энергетическим апокалипсисом и почему правительство озаботилось этой темой на самом высоком уровне, «Эксперту» рассказал Владимир Федотов, до недавнего времени занимавший должность начальника департамента стратегии и развития центра финансовых расчетов НП «Совет рынка». Его подразделение проводило анализ финансового состояния энергосбытовых компаний — гарантирующих поставщиков.

Давайте проясним суть бизнеса энергосбытов. Откуда они вообще возникают в процессе доставки электроэнергии до конечного потребителя?

— В технологической цепочке передачи электроэнергии конечному потребителю энергосбытовые компании отсутствуют. Сама цепочка выглядит так: генкомпания — сети ФСК— сети МРСК и/или «независимые» территориально-сетевые организации (ТСО) — энергетические установки потребителя. После исполнения ряда обязательных требований при регистрации наблюдательный совет НП «Совет рынка» присваивает сбытовой компании статус участника оптового рынка, после чего она осуществляет покупку электрической энергии для своих потребителей. Сбыт собирает деньги с потребителей энергии и направляет их на оптовый рынок, где они централизованно распределяются по всем контрагентам, а также в адрес сетевых компаний за услуги по передаче электроэнергии.

Непосредственно функции самой сбытовой компании: биллинг — расчет стоимости электроэнергии и выставление счетов, обеспечение сбора денежных средств, взыскание просроченной задолженности, разъяснительная работа с конечными потребителями. При этом энергосбытовая компания несет основные финансовые риски неплатежей за потребленную электроэнергию.

То есть никаких физических активов у энергосбытов нет?

— В целом да, за редким исключением. Их главный актив — база конечных потребителей.

Реформа РА

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (800) 30 апреля 2012
    Церковь и общество
    Содержание:
    Повод начать разговор

    Череда скандалов вокруг РПЦ пустила процесс развития отношений церкви и общества по неправильному, ущербному пути. Действительно содержательные проблемы уступили место совершенно надуманным

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама