Битва за койки

Сергей Сумленный
7 мая 2012, 00:00

Крупнейшая сеть немецких частных клиник Helios готовится поглотить своего ближайшего конкурента — и превратиться в абсолютного лидера частной медицины в Германии

Фото: Heldur Netocny / Panos / Agency.Photographer.Ru

Более чем внушительные цифры: 128 больниц, оборот 5 млрд евро, 78 тыс. сотрудников — такой игрок-гигант может появиться в скором времени на рынке немецких частных больниц. Самая большая сеть частных клиник Германии Helios объявила о намерении приобрести за 3,1 млрд евро своего ближайшего конкурента — частную же сеть Rhön-Klinikum — и прочно закрепиться на немецком медицинском олимпе. Однако критики предупреждают: результатом слияния станет непрозрачная компания, находящаяся под контролем производителей медикаментов.

Миллиарды за хороший продукт

Предложенная руководством Helios цена — 3,1 млрд евро — в полтора раза превышает рыночную стоимость акций Rhön-Klinikum на день объявления о планах поглощения. Между тем, по мнению экспертов, предложение не было завышенным: «Цена, конечно, высока по сравнению с текущим курсом бумаг, однако, учитывая, что прибыль концерна составила в 2011 году 160 млн евро, она не является неразумной», — сказал «Эксперту» профессор Юрген Вазем, возглавляющий кафедру медицинского менеджмента Университета Дуйсбурга.

Это не первое поглощение, проводимое компанией Helios. В марте она приобрела 94,7% акций своего небольшого конкурента, компании Damp-Gruppe, и закрепилась, таким образом, в северных регионах страны, где ранее была представлена слабо. Однако Damp-Gruppe, чей оборот в 2010 году составил 487 млн евро, а число коек —скромные 5 тыс. штук, не могла полностью удовлетворить экспансионистские устремления Helios.

Пока новая сделка получила лишь предварительное одобрение крупнейшего акционера Rhön-Klinikum — председателя наблюдательного совета сети Ойгена Мюнха (его семья владеет 12,5% акций Rhön-Klinikum). Это одобрение, однако, не является гарантией совершения сделки. «Удастся ли концерну Helios добиться успеха в поглощении Rhön, пока неясно. Для поглощения требуется согласие 90 процентов акционеров Rhön. Так что стоит дождаться, как именно прореагируют акционеры, действительно ли они продадут свои акции», — сказал «Эксперту» Рудольф Хенке, первый председатель Marburger Bund, профсоюза медицинских работников.

Ситуацию осложняет то, что две трети долей Rhön-Klinikum принадлежит мелким акционерам. Именно поэтому Helios придется сделать такое предложение, которое заставит отказаться от своих акций не только держателей более или менее крупных пакетов (от 3 до 12,5%), но и тысячи мелких вкладчиков.

Между тем масштаб планируемой сделки по приобретению Rhön-Klinikum уже вызвал вопросы о соответствии планов Helios нормам антимонопольного законодательства. Группа Helios является крупнейшей сетью частных клиник Германии. Компании принадлежат 75 больниц, располагающих 23 тыс. коек. Оборот в 2011 году составил 2,7 млрд евро, компания дает работу 43 тыс. сотрудников. Поглощаемый конкурент, сеть клиник Rhön-Klinikum, немногим отстает от Helios: оборот Rhön в 2011 году составил 2,6 млрд евро, сети принадлежат 53 клиники общим объемом 16 тыс. коек, а также 39 амбулаторных медицинских центров.

«Возникает угроза появления в регионах слишком мощного рыночного игрока, пользующегося эффектами масштаба. Антимонопольные органы не допустят этого. Я полагаю, что для того, чтобы Helios получила разрешение на эту сделку, ей придется расстаться с некоторыми больницами, входящими в сеть Rhön», — сказал «Эксперту» Юрген Вазем. Более того, масштаб сделки по приобретению Rhön-Klinikum настолько велик, что, возможно, для ее одобрения Helios придется обращаться за разрешением не в немецкую антимонопольную службу, а напрямую в Брюссель.

Открытые частные клиники

Масштаб совершаемой сделки становится понятным, если оценить долю частных больниц на германском рынке. Согласно данным немецкого профсоюза сферы услуг Verdi, по доле частного сектора на рынке больниц Германия опережает не только европейские страны, но даже США: из 2064 немецких больниц 667 находятся в частных руках. Оборот семи крупнейших сетей частных клиник страны превышает 10 млрд евро, на них работает около 160 тыс. человек. Внутри же частного сектора львиная доля приходится именно на две сливающиеся компании: вместе Helios и Rhön-Klinikum располагают 128 больницами, их суммарный оборот превышает 5 млрд евро.

Такое широкое распространение частных больниц в Германии вызвано тем, что немецкий рынок частных клиник работает не так, как аналогичные рынки в других европейских странах. «В Германии, в отличие от прочих европейских стран, частные больницы обслуживают в обычном порядке клиентов, застрахованных по социальным программам медицинского страхования, в то время как в других странах частное медицинское обслуживание обособлено от общественного здравоохранения. Именно поэтому в Германии в последние 20 лет число частных клиник существенно выросло — многие города продали свои больницы частным инвесторам, поскольку этот факт не менял ничего в нормальном медицинском обслуживании», — поясняет Юрген Вазем.

Однако то, что традиционно делало немецкие частные клиники более привлекательными для клиентов социальных страховых касс, в случае слияния может обернуться для них угрозой. Дело в том, что сеть Helios принадлежит фармацевтическому концерну Fresenius — гиганту из списка DAX-30 с годовым оборотом 16 млрд евро. Эта интегрированность Helios в фармакологический бизнес вызывает в Германии большую обеспокоенность. «Планы Fresenius ставят множество вопросов, которые необходимо тщательно обдумать. Fresenius выпускает лекарства и предлагает их больницам, находясь в конкуренции с другими производителями. Как повлияет в будущем на конкуренцию тот факт, что восемь процентов объема оборота больничного рынка будет контролироваться Fresenius? Станет ли это оказывать влияние на свободу выбора врачами назначаемых препаратов?» — поделился своими опасениями с «Экспертом» Рудольф Хенке из Marburger Bund.

Привязать пациентов

Не меньшую тревогу вызывают и заявления Helios о планах повышения экономической эффективности новой сети клиник за счет введения дисконтных программ страхования. Согласно заявлениям Helios, интегрированная сеть клиник готова предлагать немцам специальные частные страховые полисы, гарантирующие полный набор медицинских услуг — но только в рамках больниц, принадлежащих сети. Такие страховые полисы должны обходиться клиентам существенно дешевле, чем обычная частная страховка, предоставляющая свободный выбор больниц. По подсчетам Helios, расходы на обслуживание 40-летнего пациента, впервые заключившего частный договор медицинского страхования, могут сократиться на 40–60%.

Сегодня в Германии похожие страховые полисы клиентам предлагают автостраховщики — в обмен на скидку в цене страховки клиент обязуется ремонтировать машину только в том сервисе, который укажет ему страховщик. Однако то, что легко проходит на рынке автострахования, может не прижиться на рынке медицинских услуг, полагает Рудольф Хенке. «В 90 процентах случаев немецкие пациенты застрахованы в социальных страховых кассах. В законах федеральных земель о больницах ясно прописана норма: пациент сам принимает решение, в какую больницу ему обращаться. Например, управляемая частной страховой компанией сеть больниц Sana не заключает отдельных страховых договоров с пациентами на обслуживание только в данных больницах. Система, которую предлагает Fresenius, требовала бы массивного изменения законодательства в пользу Helios и за счет других больниц. Марбургский союз однозначно выступает против подписания страховых договоров, ограничивающих свободу выбора пациентом больниц и врачей», — говорит господин Хенке.

Если идея с введением особой медицинской страховки, действительной только в клиниках Helios, не будет реализована, то основным конкурентным преимуществом новой сети клиник, по-видимому, окажется ее повсеместное присутствие. «С помощью покупки Rhön-Klinikum концерн Helios впервые сможет предложить более или менее общенациональную сеть покрытия больниц. Это может обострить конкуренцию с другими больницами, принадлежащими как общественному, так и частному сектору, и Helios, конечно, будет делать все, чтобы увеличить узнаваемость своей марки и поднять уровень доверия к ней», — говорит Рудольф Хенке.

С этим мнением согласен и Юрген Вазем. «Вместе Helios и Rhön обладают плотной сетью медицинских центров, — уверен господин Вазем. — Речь идет не только о больницах, но и о прочих медицинских учреждениях, о центрах диализа, о реабилитационных клиниках, о центрах оказания медицинских услуг на дому. Я полагаю, что совместная работа может дать эффект синергии, в первую очередь в смежных областях».

Берлин