Последним крупным мероприятием, которое Владимир Путин посетил в качестве премьер-министра, стало заседание наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ), на котором обсуждались планы улучшения инвестклимата в стране. Согласно официальному отчету о мероприятии, размещенному на сайте правительства, Путин затронул вопрос о деятельности государственных унитарных предприятий. «К сожалению, часто эти структуры обслуживают либо собственные интересы чисто коммерческого характера, либо интересы своих материнских компаний или административных структур», — подчеркнул он, особо выделив аффилированные структуры при Федеральной таможенной службе: «Я знаю, дискуссия там еще не закончена по поводу того, как нам выстраивать деятельность аффилированных структур, как к ним относиться, как выпускать товары с таможни, на каких условиях, что должно гарантировать собираемость в бюджет».
Однако, по свидетельству участников заседания, на самом деле все было гораздо серьезнее. «“Ростэк”, конечно, необходимо ликвидировать», — заявил Владимир Путин. А когда представители ФТС попытались возразить, жестко добавил: «Не надо сопротивляться, а то будет еще хуже». Таким образом, объявлен смертный приговор компании, деятельность которой вызывала постоянные жалобы предпринимателей, а руководители оказались замешаны во всех крупнейших контрабандных делах — от «Трех китов» до «Черкизона».
История «Ростэка» начиналась вполне невинно. Компания была создана в 1992 году в качестве строительно-эксплуатационного предприятия при Государственном таможенном комитете: либерализация внешней торговли вызвала необходимость в срочном строительстве большого количества таможенных постов и пограничных переходов, чем «Ростэк» и занимался в первые годы своего существования. Однако в конце 1990-х, когда благосостояние россиян стабилизировалось и они принялись массово закупать импортные товары, началась новая глава в истории компании. В числе ее функций появилось управление таможенными складами, оказание услуг таможенного брокера через дочерние компании, строительство и эксплуатация «околотаможенной инфраструктуры», в которую руководство «Ростэка» включило гостиницы, магазины беспошлинной торговли, автозаправочные и ремонтные станции, объекты общественного питания и «другие услуги для участников внешнеэкономической деятельности». То есть из ведомственной строительной структуры «Ростэк» превратился в многопрофильную коммерческую компанию.
Это превращение связано с именем весьма незаурядного человека — Амбарцума Сафаряна. До поры до времени Сафарян был предпринимателем средней руки, возглавлявшим малоизвестную страховую компанию «Евросоюз». Но однажды судьба свела его с руководителем таможни Анатолием Кругловым, которого Сафарян, по его словам, «сумел заинтересовать некоторыми новыми страховыми механизмами», которые предложил запустить на базе «Ростэка». 13 апреля 1998 года Круглов назначил Сафаряна гендиректором этой компании, и началось преобразование «Ростэка» в холди
Читать материалы в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.