Дошла очередь до индейки

Софья Инкижинова
корреспондент журнала «Эксперт»
21 мая 2012, 00:00

Группа «Черкизово» выходит на новый для себя рынок мяса индейки. Несмотря на небольшие объемы этого рынка, рентабельность бизнеса на нем — одна из самых высоких в производстве мяса

Фото: Олег Сердечников
Технология производства индюшатины сходна с технологией производства мяса бройлеров

Крупнейший в России производитель мясной продукции группа компаний «Черкизово» начинает развивать новое направление — производство индюшатины. Свой новый проект компания будет реализовывать совместно с лидером на рынке мяса индейки в Испании компанией Grupo Fuertes, с которой «Черкизово» создало совместное предприятие «Тамбовская индейка». Масштабный производственный комплекс в ближайшее время начнут возводить в Тамбовской области. Инвестиции в проект составят более 100 млн евро, или 4,5 млрд рублей.

В планах компании не только завоевать ведущие позиции на этом направлении, но и благодаря индейке укрепить свое положение крупнейшего игрока мясной отрасли. «Мы уже входим в тройку лидеров на рынках куриного мяса, свинины и продуктов мясопереработки, — говорит генеральный директор компании Сергей Михайлов. — Сейчас наша задача — стать лидером и на быстрорастущем рынке мяса индейки».

Не на пустом месте

На участке площадью 5 тыс. га компания намерена создать предприятие полного производственного цикла: здесь будут построены инкубаторы, площадки для откорма, доращивания, убоя, переработки. Предусмотрено и строительство комбикормового завода. Запуск предприятия запланирован на 2014 год. На полную мощность — 25–30 тонн индейки в убойном весе — компания выйдет в 2015 году. В дальнейшем производственная мощность должна увеличиться до 50 тыс. тонн. Финансировать проект «Черкизово» и Grupo Fuertes станут из собственных и кредитных средств, а строительство инфраструктуры уже взяла на себя местная администрация. Ожидается, что вложения окупятся примерно за восемь лет.

Интерес к этому бизнесу вызван прежде всего растущим спросом на индюшатину на отечественном мясном рынке. По словам г-на Михайлова, ежегодно население увеличивает потребление мяса индейки на 20%, а переработчики — более чем на 40%. При этом рынок далеко не насыщен. Ежегодно на одного россиянина приходится 0,7 кг индейки, тогда как в Европе средний показатель — 4 кг. В США, Израиле, Бельгии съедают порядка 7 кг. По оценкам Мясного союза России, на российском рынке потребление может увеличиться в семь-восемь раз.

В пользу отечественных производителей играет и факт сокращения доли импорта. По данным компании inFOLIO Research Group, в последние четыре года главной тенденцией на рынке мяса индейки стало сокращение доли иностранной продукции в общей структуре предложения — в среднем на 40% в год. Сейчас доля импорта составляет примерно 30%. Прежде всего импортная продукция — это замороженные части тушек и субпродукты, которые используются в мясопереработке.

На фоне высокого спроса и снижения доли импорта привлекательной выглядит ценовая конъюнктура рынка. Цены на продукцию из мяса индейки сейчас выше, чем, например, из курицы, что не может не радовать производителей. Наиболее ценная часть тушки — грудка, в основном она пользуется популярностью у жителей крупных городов и продается в охлажденном виде. Цены на грудку индейки в разных регионах могут составлять от 300 до 500 рублей за килограмм, иногда это втрое дороже грудок бройлера. При этом на грудку приходится 30–40% тушки индейки.

Продажа грудок покрывает расходы производителей на остальные, не так хорошо реализуемые части тушки — крылья, голени и бедра, которые пользуются популярностью в низком ценовом сегменте, а у переработчиков идут на механическую обвалку, то есть используются как сырье для производства ветчины, сосисок, котлет.

Индюшиный бизнес можно сравнить с производством бройлера. Конечно, по объемам производства в России эти рынки совсем разные — 100–120 тыс. тонн мяса индейки против 3 млн тонн курятины в 2011 году. Однако технологии выращивания этих птиц очень схожи. И в этом отношении опыт «Черкизово» по выращиванию бройлеров пригодится.

Более высокие цены на продукцию обеспечивают производителям индейки более высокую рентабельность по сравнению с курятиной. Так, средняя рентабельность по мясу бройлеров сегодня составляет 8–12%, в успешных компаниях она достигает 15–20%. Что касается мяса индейки, то даже у средних компаний рентабельность превышает 20%. Если говорить о группе «Черкизово», то в своем новом проекте они ориентируются на рентабельность по EBITDA выше 30%.

Примечательно, что конкуренция на рынке мяса индейки сегодня невысока. Лидером является компания «Евродон», которая занимает треть рынка, имея производственные мощности более чем на 30 тыс. тонн индюшатины в год. По объемам «Евродон» превосходит крепких середнячков — «Краснобор», «Сибирскую губернию», Егорьевскую фабрику, Башкирский птицекомплекс им. Гафури. Остальные предприятия — это в основном небольшие сельхозпроизводители, в год поставляющие на рынок не более 3 тыс. тонн мяса индейки. Довольно много индеек выращивают на юге России и в регионах Поволжья, в домашних подсобных хозяйствах, но, как правило, это мясо обеспечивает лишь нужды местных потребителей.

На руку «Черкизово» сыграет и то, что компания будет работать совместно с лидерами испанского рынка. «Наше главное преимущество заключается в синергии, — рассуждает Сергей Михайлов. — Grupo Fuertes — партнер с огромным опытом в технологиях, стандартах производства. У нас тоже большой опыт работы на мясном рынке: свои мясоперерабатывающие заводы, своя дистрибуция. Мы сможем быстро вывести готовую продукцию на рынок. Для этого нам не потребуется выстраивать отдельные логистические цепочки, потому что они у нас уже есть».

Плюсом «Черкизово» может оказаться и выбранная география распространения мясной продукции — компания не идет далеко в регионы, а сосредоточена на крупнейших рынках сбыта. «Охлажденную индейку мы будем распространять в Центральном регионе России, потому что у этого продукта “короткое плечо” доставки, примерно 300–400 километров от предприятия. А полуфабрикаты и замороженное мясо индейки пойдут на более дальние расстояния», — рассказывает Сергей Михайлов. Сегодня продукция «Черкизово» представлена в основном в столице, а также в ближайших областях — Тамбовской, Липецкой, Пензенской.

Перспективная ниша

Новый проект для группы «Черкизово» придется очень кстати. Как известно, это публичная компания, ее акции котируются на Лондонской фондовой бирже (LSE) и на ММВБ-РТС. Помимо собственно птицеводческого, свиноводческого или мясоперерабатывающего бизнеса для компании важна постоянная диверсификация и запуск новых мощностей для повышения своей капитализации. В последние годы группа активно скупала птицеводческие активы — «Куриное царство», «Моссельпром», ряд небольших предприятий. Однако сегодня покупать птицеводческие хозяйства стало сложнее, потому что у большинства из них низкая рентабельность, и это может потянуть вниз финансовые показатели группы.

В прошлом году рентабельность птицеводческого бизнеса у «Черкизово» начала снижаться: согласно финансовой отчетности компании за 2011 год, с 14,9% в 2010 году до 10,4% в 2011-м. Вызвано это в первую очередь ухудшением рыночной конъюнктуры. В птицеводстве уже появились признаки перепроизводства, которого так опасались отечественные производители. На протяжении последних двух лет цены на мясо бройлеров стагнируют, и это при том, что за тот же период импорт сократился почти вдвое. Неоднозначной выглядит ценовая ситуация и на рынке свинины. Из-за ожидаемого вступления России в ВТО ряд компаний начинает отказываться от запланированных инвестиционных проектов, опасаясь снижения доходности.

В этих условиях компания ищет новые ниши для развития, и такой нишей, в частности, является производство индюшатины. Впрочем, компания приходит не на пустой рынок, и конкурировать ей придется прежде всего с основным российским производителем — компанией «Евродон», которая в свое время и создала рынок индюшатины в стране. «Сейчас мы номер один по индейке в России, а через несколько лет, когда мы запустим наш новый проект (стоимостью 18 миллиардов рублей и мощностью 60 тысяч тонн в год), мы станем и первыми в Европе», — обещает генеральный директор «Евродона» Вадим Ванеев. По его мнению, в будущем предприятие группы «Черкизово» может стать одним из крупнейших производителей мяса индейки, однако даже заявляемый объем на первом этапе уступает действующему комплексу «Евродона».

Конкурентами «Черкизово» станут и другие производители: только за последние полтора года заявлено свыше 30 проектов совокупным объемом производства около 500 тыс. тонн. «Это очень много, — считает вице-президент Международной программы развития птицеводства Альберт Давлеев. — Если эти проекты будут реализованы, то мясо индейки будет продаваться по более низкой цене, чем сейчас. Многое зависит от того, какие цифры заложены в бизнес-планы инвесторов, которые выходят на производство мяса индейки. Если они берут цены сегодняшнего дня и рассчитывают вернуть свои инвестиции через семь-восемь лет, то это ошибка. В конечном итоге, если все ринутся в этот сегмент, произойдет то же, что сейчас происходит на рынке бройлеров».

В то же время, по мнению президента Мясного союза России Мушега Мамиконяна, надо говорить скорее не о внутриотраслевой, а о межотраслевой конкуренции, и «Черкизово» придется заниматься популяризацией мяса индейки. Предпосылки к этому есть. Индюшатина может вытеснить другие виды мяса: говядину — по причине ее дороговизны, свинину — по религиозным соображениям (индейка считается кошерной едой в иудаизме и халяльной в мусульманстве); кроме того, индейка считается более полезной для здоровья, чем курятина.

Помимо общего снижения стоимости продукции мясной группы основные риски проекта связаны и с ценами на корма. В птицеводческом бизнесе их доля составляет от 50 до 70% в себестоимости производства. В этом отношении строительство комбикормового завода, предусмотренное в проекте «Черкизово», — положительный момент. Однако гораздо более значимой может оказаться общая рыночная конъюнктура, которая постоянно меняется и может снизить доходность бизнеса. К примеру, в настоящее время в Ставропольском крае наблюдается набег саранчи, что впоследствии может привести к гибели посевов и росту цен на корма, и это потянет за собой рентабельность птицеводческого бизнеса.

В целом аналитики рынка оптимистично смотрят на этот проект. Пусть «Черкизово» пока и новичок в производстве мяса индейки, но заметный игрок в мясной отрасли, имеет целый ряд сильных предприятий, развитую переработку и логистику. Очевидно, что компания довольно быстро освоит стандарты производства, будет пользоваться преимуществом своей вертикальной интеграции, собственными финансовыми ресурсами и опытом. Благодаря этому проект может оказаться более успешным и эффективным, чем у других производителей мяса индейки.