Госзаказ прокладывает маршрут

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
21 мая 2012, 00:00

Российскому рынку спутниковой навигации прочат десятикратное увеличение в течение ближайших трех лет. Пока, правда, основным катализатором его развития является государство

Фото предоставлено компанией Garmin
Продажи персональных навигаторов пока растут, но скоро они будут вытесняться смартфонами с навигационными функциями

Для того чтобы узнать дорогу из пункта А в пункт Б, сейчас уже мало кто водит пальцем по бумажной карте — маршрут подсказывает электронное устройство. Во всем мире навигационные услуги — один из наиболее динамично развивающихся секторов рынка высоких технологий: если в прошлом году объем мирового навигационного рынка составил 90 млрд долларов, то в нынешнем он должен вырасти уже вдвое — до 180 млрд долларов (см. график 1).

Российский рынок навигации пока не может похвастаться внушительными объемами. Однако динамика его развития скоро будет опережать общемировую: за ближайшие три года сегмент должен вырасти почти в 10 раз. Если в 2010 году объем навигационного рынка в России составил 7,5 млрд рублей, в 2011-м, по оценкам, 10–12 млрд рублей, то к 2015 году он превысит 100 млрд (см. график 2). Что же обеспечит столько бурное развитие навигационных технологий?

Персональные навигаторы: взлет перед падением

Навигационные технологии применяются очень широко — это картография, авиационный и водный транспорт, военная сфера. Однако более половины всего мирового рынка обеспечивается использованием этих технологий на наземном транспорте.

По структуре навигационный рынок можно поделить на два ключевых сектора: продукты для частных лиц и решения для корпоративной сферы. Навигационный рынок для частных пользователей — это в основном так называемые персональные навигационные устройства (Personal Navigation Devices, PND).

Сейчас у нас в стране продажи персональных навигаторов стремительно растут. По итогам прошлого года, согласно исследованию российского информационно-аналитического агентства TelecomDaily, было продано около 2 млн устройств. Это неплохой показатель, если учесть, что в 2010 году рынок оценивался на уровне 1,2 млн персональных навигаторов, а в 2009-м — и вовсе в 600 тыс. (см. график 3).

Рост продаж персональных навигаторов объясняется несколькими факторами. Во-первых, ощутимо снижается цена этих устройств — еще относительно недавно они стоили 6–8 тыс. рублей, а сейчас распространенные модели можно купить всего за 3 тыс., а то и дешевле.

Одновременно серьезно улучшаются потребительские свойства навигационных гаджетов. Так, с рынка почти исчезли ранее распространенные навигаторы с диагональю экрана 3,5 дюйма — их заменили навигаторы с пятидюймовыми экранами. При этом все больше людей предпочитают приобретать устройства со встроенным модулем связи, чтобы в режиме реального времени загружать информацию о пробках. Самые же «горячие» новинки — это персональные навигаторы с функцией телевизора, а также модели, которые могут работать и в качестве регистратора.

Однако бурный рост рынка персональных навигаторов — явление временное. Судя по всему, в ближайшее время в России продажи PND сначала затормозятся, а потом и вовсе начнут падать. В мире этот процесс уже заметен. По прогнозам аналитической компании Berg Insight, если в прошлом году общемировые поставки персональных навигационных систем составили 33 млн штук, то в 2016-м они сократятся до 23 млн единиц.

Главная причина грядущего снижения продаж — наступление смартфонов и телефонов, имеющих функции навигации. Исследования показывают, что за 2011 год количество мобильных абонентов во всем мире, использующих функции навигации в своем телефоне, удвоилось и достигло 130 млн человек. Не стоит игнорировать и тот факт, что эти функции все чаще включаются в базовую комплектацию автомобилей.

Впрочем, несмотря на то что продажи персональных навигаторов будут сокращаться, окончательно этот рынок не умрет: маркетологи утверждают, что многие, хотя и предпочтут иметь навигацию в мобильном телефоне, одновременно все же купят отдельный прибор — скажем, для удобного использования в автомобиле или для путешествий по другим странам.

Корпоративная ориентация

Более радужные перспективы у рынка навигационных решений для корпоративных автопарков. Такие решения дают возможность не только установить в автомобиле устройство, которое подскажет дорогу, но и интегрировать его в единую автоматизированную систему управления предприятием. И Россия, судя по всему, на пороге бума на этом рынке.

Навигатор можно оснастить модулем связи, который через определенные промежутки времени будет передавать информацию о передвижении, скажем, грузовика в единый диспетчерский центр. Попутно к модулю связи есть возможность подсоединить различные измерительные приборы, имеющиеся в машине: это может быть датчик расхода топлива или, скажем, датчик температуры внутри грузового отсека в рефрижераторе. Можно подсоединить к такой системе и бортовой компьютер автомобиля с данными о том, когда, например, надо проводить ТО. Вся эта информация передается в диспетчерский центр компании, в результате чего эффективность управления автопарком повышается в разы: существенно сокращаются простои автомобилей, контролируется расход топлива, четко отслеживается и координируется время доставки грузов.

В России начинается бум интеграции навигационных устройств в системы управления коммерческим транспортом expert_803_083-1.jpg Фото предоставлено компанией Garmin
В России начинается бум интеграции навигационных устройств в системы управления коммерческим транспортом
Фото предоставлено компанией Garmin

Подобными навигационными решениями в крупных российских городах уже располагают многие службы такси: диспетчер видит, где находится каждая машина, занята ли она, и в зависимости от этого может быстро передать новый заказ ближайшему водителю.

В целом же потенциал корпоративных навигационных решений в России очень велик: согласно подсчетам, подобные системы пока используют не более 5% корпоративных автопарков.

Участники рынка говорят, что если в 2009 году в России было установлено около 100 тыс. единиц бортового транспортного оборудования с функцией навигации, то в 2010-м этот показатель уже вырос более чем в два с половиной раза — до 360 тыс.; в 2011-м поднялся до 500 тыс. единиц, а в 2015-м объем рынка может достичь 8 млн штук. И прежде всего это связано с действиями государства по развитию национальной навигационной системы ГЛОНАСС.

ГЛОНАСС наконец заработала

Как известно, систему спутниковой навигации ГЛОНАСС начали создавать еще во времена СССР, в начале 1980-х. Все объяснялось прежде всего заботой о национальной безопасности: как можно полностью полагаться на навигационную систему GPS, которую американцы по своей прихоти в любой момент способны отключить для широкого доступа? И тогда не только военные объекты, но и гражданские службы, да и просто частные лица в одночасье лишатся возможности пользоваться навигационными системами. Кстати, по такой же логике действуют и другие страны: в Европе сейчас развивают собственную навигационную систему Galileo, в Китае — Beidou.

Как известно, процесс развития ГЛОНАСС был сложен и тернист: некоторые навигационные спутники в космосе выходили из строя, некоторые не удавалось запустить с первой попытки. Однако спустя почти три десятилетия, с конца прошлого года, ГЛОНАСС наконец превратилась в полноценно функционирующую глобальную навигационную систему — теперь на нее работает в общей сложности 31 российский спутник. Используя ГЛОНАСС, можно определять координаты не только на всей территории России, но и практически в любой точке земного шара.

Теперь ГЛОНАСС пытаются придать практическую осмысленность. По замыслу российских властей, для начала системами ГЛОНАСС должны в обязательном порядке оснащаться автопарки государственных предприятий. Соответствующие законодательные акты начали принимать еще несколько лет назад (например, постановление правительства № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» от 25 августа 2008 года, Федеральный закон № 22 «О навигационной деятельности» от 14 февраля 2009 года).

Они определили перечень транспортных средств, которые должны были получить навигационные системы ГЛОНАСС, а также сроки выполнения этой задачи. Как это часто бывает, заявленные сроки с первой попытки соблюсти не удалось: поначалу планировалось, что ГЛОНАСС должна быть внедрена в большинстве государственных автопарков к 1 января 2011 года, затем срок был перенесен на 1 января 2012-го, а потом и на 1 января 2013 года. Тем не менее, несмотря на чехарду со сроками, оснащение государственных автомобилей системами ГЛОНАСС идет полным ходом: ими оборудуют общественный транспорт, машины коммунальных, экстренных служб («скорой помощи», МЧС), силовых ведомств и так далее.

Государственный маршрут

Столь большой госзаказ пока определяет и структуру игроков российского навигационного рынка: доминирующее положение на нем занимают компании, которые оказались наиболее близкими к госзаказам.

Так, функции федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности возложены на компанию «Навигационно-информационные системы» (НИС), которая на 30% принадлежит государству (через «Роскосмос»), а на 70% — АФК «Система». Другой крупный игрок — компания «М2М Телематика», тоже на 70% принадлежащая АФК «Система».

Есть на рынке и другие заметные игроки — «Русские навигационные технологии» (РНТ), «Навигатор», «Автоконнекс», «Скаут», НАВСИ и др. Однако пока их обороты не могут сравниться с теми же НИС и «М2М Телематика». По словам главы АФК «Система» Владимира Евтушенкова, в следующем году оборот НИС должен достигнуть миллиарда долларов — другие участники рынка такими показателями пока похвастаться не могут.

Злые языки говорят, что сейчас российский рынок навигационных решений почти монополизирован компаниями, которые оказались у кормушки госзаказа. Однако многие наблюдатели считают, что эти обвинения несправедливы. Объективно на рынке нужен единый регулятор, который как минимум следил бы за едиными стандартами внедрения навигационных решений в госорганах.

«Говорить о монополизации российского рынка с помощью административного ресурса некорректно, — считает ведущий эксперт УК “Финам Менеджмент” Дмитрий Баранов. — Да, близкие к госзаказам компании получили определенные преимущества, но это не значит, что после них остается “выжженная земля”, то есть они вытесняют и подавляют других участников рынка. Здесь есть вполне успешные и перспективные частные компании. Понятно, что, когда иссякнет государственный заказ, лидеры на рынке, возможно, сменятся. Ведь рынок частных заказов на навигационные решения только начинает разворачиваться, и перспективы у него просто грандиозные. Однако возможен и такой сценарий: учитывая опыт и компетенции нынешних лидеров, тем же НИС и “М2М Телематике” в будущем достанется значимая часть российских частных заказов».

Но пока поток госзаказа на российский рынок навигационных решений иссякать не собирается — у госорганов есть еще много амбициозных планов. В частности, полным ходом идет оснащение навигационными устройствами общественного транспорта. В некоторых крупных российских городах автобусы уже полностью оснащены навигационными датчиками, причем данные постепенно становятся доступными не только диспетчерским службам, но и широкой публике.

Уже сейчас в интернете в свободном доступе есть карты, на которых в режиме реального времени отображается передвижение общественного транспорта в различных российских городах. В частности, автора этих строк особенно впечатлил такой сервис в Челябинске. Здесь на электронной карте города перемещаются большие разноцветные точки с цифрами, обозначающими номера маршрутов. То есть стоящий на остановке человек может узнать, где сейчас находится автобус, которого он ждет.

Московские власти заявляют, что в столице подобный сервис будет доступен уже осенью. При этом здесь ожидается внедрение новой услуги «умная остановка». На остановках общественного транспорта будет размещен так называемый QR-код — штрихкод, на который можно будет навести камеру смартфона, и в нем сразу откроется веб-страница с картой передвижения городского транспорта, где можно будет увидеть, сколько еще придется ждать нужного автобуса, троллейбуса или трамвая.

Еще один амбициозный государственный проект — внедрение экстренной системы помощи ЭРА-ГЛОНАСС. Согласно этой госпрограмме, почти весь транспорт, перевозящий людей и важные грузы, будет оснащен навигационными устройствами с системой экстренного вызова, которая в случае аварии будет автоматически посылать тревожный сигнал спасателям. Подобные системы активно внедряются во многих странах мира, и в России они, как предполагается, будут ежегодно спасать несколько тысяч жизней. Ожидается, что ЭРА‑ГЛОНАСС начнут широко внедрять со следующего года.

Одновременно на горизонте появляется еще один масштабный госпроект — «Социальная ГЛОНАСС». Он предполагает, что навигационные системы получат инвалиды. С помощью навигации они будут лучше ориентироваться и передвигаться; кроме того, навигационные системы помогут врачам наблюдать за ними. Медработники дистанционно в автоматическом режиме смогут получать информацию о состоянии здоровья инвалидов и в случае необходимости будут оперативно выезжать на помощь. Впрочем, пока проект «Социальная ГЛОНАСС» обсуждается лишь в целом, его детали еще не проработаны.

Не против, а вместе с GPS

И все же, несмотря на размах госпроектов, один из ключевых вопросов будущего российского навигационного рынка — смогут ли решения ГЛОНАСС выжить в независимой коммерческой среде? Согласятся ли независимые компании внедрять и использовать российские навигационные спутники?

«Американская система GPS существует вот уже 20 лет, пользователи — как в России, так и во всем мире — привыкли к ней и довольно успешно ее используют. ГЛОНАСС должна предоставить какие-то действительно выдающиеся сервисы, чтобы пользователи в массовом порядке переходили на нее», — говорит Денис Кусков, директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily.

Еще недавно говорили, что без радикальных административных действий ГЛОНАСС не выжить. Всерьез обсуждалось запрещение или жесткое ограничение использования в России GPS-приемников. Однако сейчас такие разговоры сходят на нет. Похоже, ГЛОНАСС удается вписываться в коммерческие схемы использования и давать потребителям заметные пользовательские преимущества. Причем речь идет не о противостоянии — выбрать ГЛОНАСС вместо GPS или наоборот, — а об одновременном использовании этих двух спутниковых навигационных систем.

Дело в том, что, как оказалось, одновременное использование GPS и ГЛОНАСС позволяет более точно и надежно определять координаты. Особенно это удобно в большом городе или в условиях неровного рельефа, например в горах. Ведь, как известно, чтобы точно определить координаты, навигационному устройству нужно видеть одновременно по меньшей мере три спутника. А если пользователя, скажем, окружают высокие здания, то не факт, что его устройство легко поймает сигналы с трех GPS-спутников. В этом случае будет удобно, если навигатор сможет принимать еще и сигналы ГЛОНАСС (сигналы с разных спутников можно совмещать — например, поймать два спутника GPS и один ГЛОНАСС и быстро получить точные координаты).

Дополнительное преимущество — в случае использования двух систем сокращается период «холодного старта»: навигационному прибору надо меньше времени, чтобы поймать нужное число спутников и определить координаты.

Еще один важный момент: двусистемное использование дает гарантию хорошей работы навигации почти в любой точке земного шара — за счет особенностей орбиты GPS обеспечивает лучшее покрытие приэкваториальных областей, а ГЛОНАСС дает более высокую точность в северных широтах.

Дело остается за малым — наладить массовый выпуск двусистемного навигационного оборудования. И здесь наблюдается существенный прогресс — крупнейшие мировые производители чипсетов (Qualcomm, ST-Ericsson, Broadcom, Texas Instruments) уже приступили к активному выпуску GPS/ГЛОНАСС-чипов. Соответственно, двусистемные чипы начинают появляться и в массовых навигационных устройствах. В частности, GPS/ГЛОНАСС-функции уже есть в моделях смартфонов от Samsung, Sony; знаковым можно назвать появление GPS/ГЛОНАСС-навигации в последних моделях Apple iPhone и iPad.

Все шире двусистемная навигация используется и при внедрении корпоративных решений. «В настоящее время двусистемные ГЛОНАСС/GPS‑приемники сравнялись и по стоимости, и по техническим характеристикам с GPS‑устройствами, составляя им ощутимую конкуренцию. Большинство российских компаний в сфере транспортной телематики сворачивают производство и внедрение односистемного навигационного оборудования, — констатирует Алексей Смятских, исполнительный директор группы компаний “М2М Телематика”. — К примеру, в этом году 85% из общего объема продаж нашей компании пришлись на двусистемные решения, а всего два года назад этот показатель составлял примерно 50%. Это свидетельствует о том, что все заказчики независимо от формы собственности понимают, что у двусистемного оборудования есть объективные преимущества».

Интересно, что в гонку производства двусистемных чипов довольно успешно включаются и российские компании. ГЛОНАСС/GPS-чипы сейчас производит целый ряд наших предприятий. Один из крупнейших производителей такого оборудования — КБ «ГеоСтар навигация» (входит в группу компаний «М2М Телематика»). Свои модели двусистемных чипов разрабатывают НАВИС, SPIRIT Telecom. В общей сложности российское производство навигационных модулей ГЛОНАСС/GPS по итогам прошлого года выросло в два с половиной раза — до 270 тыс. штук, наши производители ГЛОНАСС-оборудования намерены осваивать и зарубежные рынки.

«Сейчас российские компании успешно производят двусистемные приемники и конкурируют с зарубежными предприятиями, — продолжает Алексей Смятских. — На сегодня внутри страны российские компании удерживают более 80% рынка по производству и реализации чипсетов ГЛОНАСС/GPS. Конкуренцию им в основном составляют производители из Юго-Восточной Азии и несколько европейских компаний. При этом отечественные разработки вполне конкурентоспособны. Думаем, что в этом году мы увидим примеры реализации российских навигационных приемников второго поколения на зарубежных рынках».