Передел рынка

Спецвыпуск
Москва, 21.05.2012
«Эксперт» №20 (803)
Выгоды от динамичного роста банкострахования получают кэптивные страховщики. Универсальным страховым компаниям придется развивать стагнирующее страхование рисков юрлиц и самих банков

Фото: picvario .com/ Russian Look

По данным «Эксперт РА», рынок банкострахования в 2011 году рос хорошими темпами. Его объем составил 125 млрд рублей, на 32% больше, чем в 2010 году. По нашим оценкам, в 2012-м рынок расширится еще на 30%. Все большую долю розничного бизнеса по банкострахованию получают кэптивные страховые компании. Крупным универсальным страховщикам остается более сложное страхование рисков самих банков и рисков заемщиков — юридических лиц. «Роль дочерних страховых компаний банков увеличивается, и объем бизнеса, который им передается, также растет. Однако полноценный рыночный бизнес им развивать будет сложнее», — отмечает Андрей Мартьянов, исполнительный директор страховой компании МАКС.

Кэптивные узы

В 2011 году быстрее всего в секторе банкострахования росли «дочки» банков, активно развивающих розничное кредитование. Из 20 крупнейших страховщиков по объему взносов, собранных через банковский канал продаж, по темпам прироста премий в тройку лидеров вошли именно такие страховщики: «ВТБ Страхование», Группа страховых компаний «СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ страхование», ГСК «Русский стандарт». Крупнейшие банки, не имевшие ранее своих страховщиков, обзавелись страховыми «дочками». Прошедший год был отмечен покупками Сбербанком и Россельхозбанком страховых компаний («Альянс Лайф» и «Газгарант» соответственно). «Следует ожидать более тесной интеграции между банками и страховщиками. Способствует этому процессу то, что практически все крупные кредитные учреждения уже имеют собственные страховые компании. Основной задачей для них является синергетический эффект в рамках одной финансовой группы»,считает Геннадий Гальперин, генеральный директор компании «ВТБ Страхование».

Модель взаимодействия банка с аффилированной страховой компанией весьма привлекательна в части страхования жизни и здоровья (в том числе от несчастных случаев и болезней) заемщиков, а также страхования заемщика от потери работы. Эти виды страхования наименее убыточны, что позволяет генерировать высокую прибыль внутри финансовой группы. Исследование «Эксперт РА» показало: комиссия банку от продажи услуг по страхованию жизни и здоровья заемщиков при потребительском кредитовании в среднем составляет 70%. Кроме того, второй год подряд страхование жизни и здоровья заемщика при потребительском кредитовании демонстрирует самые высокие темпы прироста взносов (53% за 2011 год).

Кэптивным страховщикам проще, чем всем остальным, воспользоваться перспективным способом распространения страховых продуктов через интернет-банк материнского банка. Впрочем, этот путь не закрыт и для высокотехнологичных розничных страховщиков. Существующая платформа для продвижения банками услуг через интернет позволяет без особых затрат добавить опцию «страхование» в интернет-банк. Банковские клиенты, привыкшие к получению финансовых услуг при помощи интернета, легко воспользуются и услугой страхования в своем банке. Преимуществом для страховых компаний будет обширная клиентская база и более низкие расходы на ИТ-системы. «С развитием интернет-банк

У партнеров

    «Эксперт»
    №20 (803) 21 мая 2012
    Электроэнергетика
    Содержание:
    Есть у реформы начало, нет у реформы конца

    Похоже, власти, не афишируя это официально, разворачивают идущую последние десять лет реформу электроэнергетики с либерального направления в сторону госкапитализма. Это импульсивная реакция на скопившийся клубок проблем в системообразующей отрасли российской экономики

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама