Передел рынка

Ольга Басова
21 мая 2012, 00:00

Выгоды от динамичного роста банкострахования получают кэптивные страховщики. Универсальным страховым компаниям придется развивать стагнирующее страхование рисков юрлиц и самих банков

Фото: picvario .com/ Russian Look
Выгоды от динамичного роста банкострахования получают кэптивные страховщики

По данным «Эксперт РА», рынок банкострахования в 2011 году рос хорошими темпами. Его объем составил 125 млрд рублей, на 32% больше, чем в 2010 году. По нашим оценкам, в 2012-м рынок расширится еще на 30%. Все большую долю розничного бизнеса по банкострахованию получают кэптивные страховые компании. Крупным универсальным страховщикам остается более сложное страхование рисков самих банков и рисков заемщиков — юридических лиц. «Роль дочерних страховых компаний банков увеличивается, и объем бизнеса, который им передается, также растет. Однако полноценный рыночный бизнес им развивать будет сложнее», — отмечает Андрей Мартьянов, исполнительный директор страховой компании МАКС.

Кэптивные узы

В 2011 году быстрее всего в секторе банкострахования росли «дочки» банков, активно развивающих розничное кредитование. Из 20 крупнейших страховщиков по объему взносов, собранных через банковский канал продаж, по темпам прироста премий в тройку лидеров вошли именно такие страховщики: «ВТБ Страхование», Группа страховых компаний «СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ страхование», ГСК «Русский стандарт». Крупнейшие банки, не имевшие ранее своих страховщиков, обзавелись страховыми «дочками». Прошедший год был отмечен покупками Сбербанком и Россельхозбанком страховых компаний («Альянс Лайф» и «Газгарант» соответственно). «Следует ожидать более тесной интеграции между банками и страховщиками. Способствует этому процессу то, что практически все крупные кредитные учреждения уже имеют собственные страховые компании. Основной задачей для них является синергетический эффект в рамках одной финансовой группы»,считает Геннадий Гальперин, генеральный директор компании «ВТБ Страхование».

Модель взаимодействия банка с аффилированной страховой компанией весьма привлекательна в части страхования жизни и здоровья (в том числе от несчастных случаев и болезней) заемщиков, а также страхования заемщика от потери работы. Эти виды страхования наименее убыточны, что позволяет генерировать высокую прибыль внутри финансовой группы. Исследование «Эксперт РА» показало: комиссия банку от продажи услуг по страхованию жизни и здоровья заемщиков при потребительском кредитовании в среднем составляет 70%. Кроме того, второй год подряд страхование жизни и здоровья заемщика при потребительском кредитовании демонстрирует самые высокие темпы прироста взносов (53% за 2011 год).

Кэптивным страховщикам проще, чем всем остальным, воспользоваться перспективным способом распространения страховых продуктов через интернет-банк материнского банка. Впрочем, этот путь не закрыт и для высокотехнологичных розничных страховщиков. Существующая платформа для продвижения банками услуг через интернет позволяет без особых затрат добавить опцию «страхование» в интернет-банк. Банковские клиенты, привыкшие к получению финансовых услуг при помощи интернета, легко воспользуются и услугой страхования в своем банке. Преимуществом для страховых компаний будет обширная клиентская база и более низкие расходы на ИТ-системы. «С развитием интернет-банкинга мы ожидаем увеличения кросс-продаж. Ведь такой современный способ общения с клиентом дает уникальные возможности продвижения персональных продуктов»,отмечает Огульджан Худайберенова, вице-президент по работе с посредниками группы «Ренессанс Страхование».

По остаточному принципу

Меньшая доля рынка банкострахования, связанная со страхованием рисков юридических лиц и страхованием рисков самих банков, останется крупным универсальным компаниям. Сейчас эта часть рынка не является такой привлекательной, как розничное банкострахование. Несмотря на оживление кредитования, страхование залогового имущества юридических лиц стагнирует, так и не выйдя на докризисный уровень, и показывает отрицательные темпы прироста (–4% за 2011 год). Причины — повышение доли беззалогового кредитования и замена залогов на другие виды обеспечения. «У банков становится все больше клиентов — юридических лиц, которые страхуются без залога и под иные виды обеспечения. Подобное беззалоговое кредитование не лучший вариант для страховой компании», отмечает Алексей Маргулян, исполнительный вице-президент, член правления СГ МСК. Активно растет страхование малого и среднего бизнеса при кредитовании. Однако компании МСБ не всегда обладают имуществом, которое можно было бы предоставить в залог, поэтому в данной категории заемщиков растет страхование товаров в обороте (+86% за 2011 год).

Большинство банков рассматривают страхование не как инструмент защиты собственных операционных рисков, а всего лишь как способ повышения лояльности персонала. В страховании рисков самих банков основная часть стабильно приходится на ДМС банковских работников: 56% от общего объема страхования кредитных учреждений. Значительными темпами (133% за 2011 год) растет страхование жизни и здоровья сотрудников банков, на 95% выросло страхование ответственности руководителей банков (D&O).

Полную версию исследования читайте на сайте www.raexpert.ru