Русский фарс-гиньоль

Михаил Визель
21 мая 2012, 00:00
Лидский Владимир. Русский садизм

Автор, Владимир Михайлов, не особо тщательно скрывающийся за «артистическим» псевдонимом, пишет о русской революции и последующем перерождении ее в тоталитарную империю. Пытки, погромы, предательства, доносы… С гипернатуралистическими подробностями, часто — откровенно патологического свойства.

Рефрен — в монологе одного из главных (и самых омерзительных) героев, где тот вспоминает свое «боевое крещение» в пыточной НКВД: «Через тот подвал открылись мне человеческие слабости и дороги, по которым люди вышагивали в ад, да и в себе обнаружил я немало чудес. Я понял, что барьеры тяжелы лишь в мысленном преодолении и все моральные препоны немедля разрушаются после первого реального поступка». Если это не очередная мистификация, то книга основана, как принято говорить, «на реальных событиях»: один из героев — юный боец Красной армии, а потом инженер, обвиненный во вредительстве, — не просто однофамилец, но и прямой предок автора. Беда книги не в смаковании автором «русского садизма», а в том, что он избрал модернистскую форму изложения в виде частично «перекрывающих» друг друга монологов — когда события излагаются с разных субъективных точек зрения и создается стереоскопическая картина. Но монологи получились совершенно неестественными, а роман на трагическую тему русской истории вышел игровым. Лидский пытается писать то как Бабель, то как Зощенко, то как Фадеев или Аксенов, но его герои не местечковый еврей, не красный кавалерист, не люмпен или энкавэдэшные отморозки, а резиденты стендап-комедии, изображающие все это. Чудовищно переигрывая и безбожно путаясь в акцентах, жаргонах, уровнях рефлексии... Едва ли это был сознательный эффект, которого добивался автор. Иначе не завершил бы книгу серьезным и даже патетическим эпилогом — уже от своего имени. Просто он не справился с задачей, которую сам перед собой поставил.

Лидский Владимир. Русский садизм. — СПб.: Издательство К. Тублина, 2012. — 402 с. Тираж 2000 экз.