Советы из кресла в первом ряду

Елена Рыцарева
21 мая 2012, 00:00

В России вышла книга выдающегося венчурного капиталиста современности Уильяма Дрейпера. Практическую пользу этого издания трудно переоценить

Дрейпер Уильям. Стартапы: профессональные игры Кремниевой долины

Эта рецензия должна была появиться несколько месяцев назад. Но я, не дочитав книгу до конца, в порыве просветительства дала ее приятелям, которые затеяли интернет-стартап и как раз искали инвестора. Идея извлечь знания из книги поначалу показалась им экзотической. Их уже проконсультировал бонза российского ИТ-бизнеса, сказал, что они все сделали не так, и дал ценные советы по подготовке выступлений перед потенциальными инвесторами. «Не читайте все 370 страниц, прочтите вторую главу под названием “Как это работает”», — просила я приятелей. Стартаперы сдались и прочитали. «Похоже, наш консультант тоже читал эту книжку, он просто пересказал нам вторую главу!» — поделились они своим открытием. Хэппи-энд пока не случился: деньги нашли, но еще не получили. Но алгоритм, изложенный в книге, сработал на все сто.

Дрейпер не предлагает никакого сакрального знания. Глава о том, как привлечь инвестора, — это уже описанные в учебниках шаги. Венчурный капиталист прежде всего смотрит на команду (лучше бы ей быть немного разношерстной, и вообще она должна понравиться), он слушает так называемый питч (pitch) — двух-пятиминутное выступление, где стартапер должен рассказать о сути продукта, его рыночных преимуществах и конкурентах, изучает бизнес-план, который должен давать четкое представление о запросах капитала, и заключает или не заключает сделку. (Надо сказать, что этот метод универсален и подходит не только для венчурного бизнеса, но для представления любого проекта, даже внутри компании.) Дрейпер описывает каждую ступень с такими деталями, тонкостями и примерами, что на каждой таится открытие. А главное — рекомендации дает фактически отец венчурной индустрии в Кремниевой долине. Его фонды и фонды его сына Тима работают там полвека, а его отец основал первое товарищество на вере в мире венчурного капитала. Вот как пишет сам Дрейпер о том моменте, когда в 1959 году он решил уйти из процветающего Inland Steel, переехать в Пало-Альто, поближе к Стэнфордскому университету, и начать новую жизнь. «Мне не было дано предвидеть, что меня ожидало на самом деле. Я вот-вот должен был стать свидетелем рождения Кремниевой долины и участвовать в ее драматическом и небывалом росте. Я как будто занял кресло в первом ряду, наблюдая, как новое место моего жительства превращается во всемирное сосредоточие высоких технологий, венчурного капитала и инновационного предпринимательства». Раскрывает он и секрет того, почему именно Калифорния была выбрана венчуристами: из-за погоды, солнце там светит десять месяцев в году, сухо и не очень жарко.

Дрейпер много пишет об ошибках, своих (не оценил перспективную технологию, не вовремя вышел из капитала и т. д.) и чужих. Пункт «Десять ошибок предпринимателей, которых можно избежать» вообще надо повесить на стену любому стартаперу.

Государству тоже досталось. По мнению Дрейпера, оно совершило огромную ошибку в 1999 году, когда под давлением Уолл-стрит разрешило коммерческим банкам заниматься инвестиционной деятельностью. В результате четыре работоспособных инвестбанка, которые обслуживали интересы венчурных финансистов Долины и умели возиться с небольшими компаниями и скромными IPO, были поглощены коммерческими монстрами и фактически ликвидированы. Путь на биржу для небольших компаний де-факто оказался закрыт. В результате среднее время от основания компании до выхода на фондовый рынок возросло с 6 лет до 11, а число компаний, становящихся в течение года публичными, упало с 280 до 60.

Пересказывать книгу (а это в том числе и автобиография) бессмысленно. Ведь Дрейпер был еще и президентом Экспортно-импортного банка США во времена Рейгана, и закулиса мировых финансов — весьма любопытная часть книги. Но самой яркой, на мой взгляд, получилась глава об IPO. Вроде бы это любимый инструмент венчурных финансистов для выхода из капитала уже «созревшей» компании. Но Дрейпер призывает основателей инновационных фирм десять раз подумать, прежде чем решиться на этот шаг. Готовы ли вы отдать миллионы на подготовку процесса с негарантированным результатом? А каждый квартал нести большие издержки на подготовку не нужной вам для оперативного управления финансовой отчетности? И так далее.

Одним из самых удачных выходов из капитала Дрейпер считает продажу Skype, в который вложил деньги в 2002 году. В 2005-м ее решил заполучить интернет-аукцион eBay и заплатил 2,6 млрд долларов, хотя годовой оборот компании был меньше 100 млн долларов. Наличными заплатили 1,3 млрд, остальное — акциями eBay. Дрейперу досталась доля, стоимость его посевной инвестиции возросла в тысячу раз. Чуть позже его советникам по инвестициям сразу удалось продать все его акции eBay по цене 45,21 доллара за акцию, а через шесть месяцев они уже торговались по 33 доллара. И таких историй в книге немало.

В заключение нельзя не упомянуть научную редактуру, очень внятные пояснения и послесловие председателя совета директоров ГК «Финематика», члена консультативного совета РВК Владимира Громковского, который попытался разъяснить то, что обошел Дрейпер. Что Стэнфорд, который был под боком у Дрейпера и откуда прямо или косвенно выходит большая доля калифорнийских стартатпов, не стал бы лучшей инженерной школой Америки, если бы не финансирование инженерного факультета американскими военными, которое началось в 1946 году. И только в последние пятнадцать-двадцать лет, с появлением ПК и интернета, некоторая часть венчурной индустрии стала менее зависима от госфинанирования НИОКР и военных заказов.

Дрейпер Уильям. Стартапы: профессональные игры Кремниевой долины. — М.:Эксмо, 2012. — 384 с. Тираж 3000 экз.