Вагоны ходят по рукам

21 мая 2012, 00:00
Фото: ИТАР-ТАСС
На рынке перевозок железнодорожных грузов — новый передел

Передел рынка железнодорожных перевозок продолжается. Намечаются по крайней мере две потенциальные сделки с участием крупнейших российских операторов подвижного состава. Сначала стало известно, что в конкурсе по продаже универсального железнодорожного оператора «Трансгарант», входящего в транспортную группу FESCO Сергея Генералова, определен победитель: компания «Нефтетранссервис» братьев Аминовых. Потом появилась информация о том, что между Первой грузовой компанией (ПГК) Владимира Лисина и «Трансойлом» Геннадия Тимченко ведутся переговоры о продаже «Трансойлу» 10 тыс. цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов.

«Нефтетранссервис», начинавший как один из крупнейших частных перевозчиков нефти и нефтепродуктов, с 2009 года активно меняет структуру перевозок и, соответственно, парка вагонов. На начало 2012 года ему принадлежало 38 тыс. полувагонов и 21,2 тыс. цистерн. Из общих объемов погрузки компании (71 млн тонн) на нефтяные грузы приходится только 35%. С приобретением «Трансгаранта» (14,53 тыс. вагонов) «Нефтетрансервис» увеличит как парк полувагонов, так и парк специализированных вагонов. Сумма сделки, по разным оценкам, составляет около 400 млн долларов. Выкупив «Трансгарант», «Нефтетрансервис» станет третьим по величине железнодорожным оператором России после ПГК и Второй грузовой компании.

Впрочем, договор «Трансгаранта» с «Нефтетранссервисом» еще не подписан, а 17 мая появились сведения о переговорах между Сергеем Генераловым и группой «Сумма» Зиявудина Магомедова о продаже всей группы FESCO, включая «Трансгарант», «Сумме». (В FESCO от комментариев по этому поводу отказались.) «Сумма» направила в ФАС ходатайство о приобретении 56% акций FESCO. Если сделка состоится, то «Сумма» станет самым мощным игроком на транспортном рынке России. Сейчас ей принадлежат два крупнейших порта в Новороссийске и Приморске, а после завершения сделки к ним добавится еще один порт во Владивостоке, Дальневосточное морское пароходство, три железнодорожных оператора.

Возможно, решение о продаже группы было принято из-за того, что РЖД противодействуют приватизации компании «Трансконтейнер», на которую приходится половина перевозок контейнеров на железнодорожном транспорте. Между тем FESCO была заинтересована в увеличении своей доли в «Трансконтейнере», где ей уже принадлежит около 20% акций. Помимо этого на паритетных началах с РЖД FESCO владеет 50-процентным пакетом оператора маршрутных контейнерных поездов «Русская тройка». (Именно контейнерные перевозки, как не раз заявляли представители FESCO, являются для компании наиболее интересным направлением развития.)

Что касается «Трансойла», то готовящаяся сделка с ПГК укрепит его позиции на рынке перевозок нефти и нефтепродуктов. Компания занимает второе место в России после ПГК как по величине парка цистерн для нефтепродуктов, так и по объемам их перевозки. В управлении у «Трансойла» на конец 2011 года находилось 29 тыс. цистерн, но 49% из них были арендованными. Для сохранения позиций одного из лидеров в сфере перевозок нефтепродуктов «Трансойлу» требовалось быстро нарастить парк собственных цистерн. Приобретение крупной партии у ПГК как раз решает эту задачу, увеличив почти в 1,7 раза количество цистерн в собственности компании. Стоимость предложенных к продаже цистерн оценивается в 400–500 млн долларов.

Правда, возникает вопрос, насколько выгодна эта сделка ПГК. У компании в собственности почти 66 тыс. цистерн, значительная часть которых ранее была отдана в аренду. В начале 2012 года ПГК объявила о консолидации цистернового парка под своим управлением и вот теперь продает шестую часть своих цистерн. По одной из версий, причиной такого развития событий могла быть договоренность между Владимиром Лисиным и Геннадием Тимченко о том, что на конкурсе по приватизации ПГК, состоявшемся в прошлом году, «Трансойл» позволяет победить лисинской Независимой транспортной компании, а в обмен ПГК продает «Трансойлу» часть парка цистерн.