Живопись на заказ и не только

Культура
Москва, 21.05.2012
«Эксперт» №20 (803)
Сразу три выставки знаменитых современных художников можно увидеть в Москве. Константин Батынков устроил «Цирк» в Крокин-галерее, ретроспектива Виноградова и Дубосарского открылась на «Винзаводе», а в Музее современного искусства — персональная выставка Виталия Пушницкого

Архив пресс-службы

Еще лет 15–20 назад было принято хоронить живопись. Продвинутые художники осваивали видео, сооружали инсталляции и объекты, к живописи же относились как к анахронизму. Упорствующим пришлось пофантазировать, как остаться на территории современного искусства, после того как в живописи, казалось бы, все уже сказано — фигуративность отменили, потом, правда, опять вернули, но обрекли художников на вечное повторение или маньеризм. Впрочем, настойчивые были вознаграждены — оказалось, что, несмотря на появление многочисленных новых технологий, проникших на территорию contemporary art, живопись все же осталась вечной ценностью.

Симуляция реальности

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский долго пробивались к признанию. Поначалу их забраковал Марат Гельман, художникам приходилось годами доказывать свою профпригодность. Теперь же «дубосов» называют не иначе как классиками современного искусства. Живописцам не откажешь в изобретательности, на арт-Олимп они взошли не только благодаря художественному мастерству, хотя их живописная манера — нечто среднее между оптимистичным соцреализмом Сергея Герасимова и поп-артом Энди Уорхола — безусловно, сыграла свою роль.

Первый проект Виноградова и Дубосарского назывался «Картины на заказ»: они рисовали сюжеты, будто бы навязанные неким заказчиком. Дело было в середине 1990-х, чтобы продаваться, художникам приходилось порой воплощать в жизнь самые необузданные фантазии коллекционеров. Дуэт довел эту модель отношений между художником и заказчиком до абсурда — Шварценеггер позировал художнику Сталлоне, голая Алла Пугачева была окружена миллионом алых роз, а на советском празднике урожая царила вакханалия.

Но, пожалуй, вершиной успеха стало выступление Виноградова и Дубосарского в русском павильоне на Венецианской биеннале в 2003 году. Огромный фриз «Под водой» был посвящен новой жизни, так называемой стабильности. Модели, офисные клерки, бизнесмены и даже художник — все оказались замурованы в глухом пространстве благополучия и вечного праздника, куда не доносятся звуки реальной жизни.

Как раз после шумного успеха дуэт решил сделать паузу в «больших проектах». В работах все более отчетливо сквозила усталость. Вместо шокирующих сцен на картинах появлялись то скромные муравейники, то скучающие девушки в трусах. Художники рвались переписывать классику, изобразив, например, Гай Германику в образе Венеры Джорджоне — впрочем, получилась уже не пародия на китч, а он сам в чистом виде. Падение завершилось выставкой натюрмортов с букетами в подмосковном яхт-клубе. В какой-то момент герои 1990-х и нулевых сошли с пьедестала, превратились в символ коммерческого искусства, бросили играть в «художников на заказ», но, похоже, стали ими на самом деле. Критики отправили Виноградова и Дубосарского на «пенсию», а сами художники в интервью говорили, что уже все написали. И мало кто верил в возвращение этой пары, но они вернулись — если не с суперпроектами, то все же на должном уровне, начав писать простые сюжеты из жизни жителей подмосковн

У партнеров

    «Эксперт»
    №20 (803) 21 мая 2012
    Электроэнергетика
    Содержание:
    Есть у реформы начало, нет у реформы конца

    Похоже, власти, не афишируя это официально, разворачивают идущую последние десять лет реформу электроэнергетики с либерального направления в сторону госкапитализма. Это импульсивная реакция на скопившийся клубок проблем в системообразующей отрасли российской экономики

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама