Facebook: еще есть куда падать

Повестка дня
Москва, 28.05.2012
«Эксперт» №21 (804)

Как и следовало ожидать (см. «“Мне нравится” в свободной продаже» в «Эксперте» № 18 за 2012 г.), акции Facebook начало трясти сразу после IPO. Негативные новости посыпались со всех сторон. Котировки стали снижаться на второй день торгов, и на закрытии 24 мая акции соцсети стоили уже 33 доллара против 38 на IPO. А в прессу просочились сведения о том, что незадолго до размещения инвестбанки снизили прогнозы по будущим доходам Facebook, но сообщили об этом лишь узкому кругу клиентов. Некоторые инвесторы уже выдвинули иски против Facebook, обвиняя ее в недобросовестном проведении IPO. В итоге ситуацией заинтересовался Конгресс США. Масла в огонь подлило сообщение, что банки — андеррайтеры IPO, и прежде всего Morgan Stanley, уже заработали около 100 млн долларов на стабилизации цены акций Facebook (то есть приобретали бумаги по дешевке и перепродавали их по более высоким ценам). Наконец, биржа NASDAQ не выдержала ажиотажа в день начала торгов акциями соцсети и обвалилась, после чего поползли слухи, что Facebook перейдет торговаться на NYSE.

«Проблема не в том, где торгуется компания, а в ее оценке», — заявил Питер Шифф из Euro Pacific Capital, автор нашумевшей книги «Истинный крах: Америка стремится к банкротству». По мнению Шиффа, IPO Facebook ничем не отличается от любого другого IPO: те немногие инвесторы, кто вкладывал в компанию деньги раньше, смогли обналичить свои вложения, а прочим придется ждать лучших времен. Возможно, ждать очень долго: сейчас в Facebook зарегистрировано 900 млн аккаунтов — и вряд ли эта цифра может серьезно вырасти (ведь не считать же целью заполучить все 6,8 млрд жителей Земли, включая детей, стариков и неграмотных). По данным Yahoo! Finance, коэффициент P/E Facebook — 76 с лишним, а это означает, грубо говоря, следующее: если купить акции сейчас, то вложения вернутся к вам в виде прибыли соцсети через 76 лет.

Аналитик известного инвестпортала MarketWatch Марк Халберт приводит свои цифры, основываясь на масштабном исследовании «Пост-IPO: рост доходов для компаний, проведших IPO в США в 1996–2010 годах». По данным Халберта, в среднем доходы таких компаний за пять лет после размещения вырастали на 212%. Соответственно, выручка Facebook через пять лет должна составить 11,6 млрд долларов, а капитализация сейчас — если взять за аналог Google — около 64 млрд долларов. На треть меньше, чем она составляет на сегодняшний день. Иными словами, Facebook банально продали бессовестно дорого. Впрочем, некоторые опытные инвестбанкиры защищают андеррайтеров, отмечая, что социальные сети крайне мутный сектор, и ошибиться с оценкой мог бы любой банк, а предсказать движения рынка вообще невозможно.

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (804) 28 мая 2012
    Новые назначения
    Содержание:
    Правительство доброй надежды

    Может быть, впервые в истории новой России кабинет министров составлен из профессионалов-технократов, а не политических назначенцев

    Разное
    Русский бизнес
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама