Ставки сделаны

Олег Краснов
28 мая 2012, 00:00
Фото: Олег Краснов

В украинской столице открылась Первая Киевская международная биеннале современного искусства, сразу же получившая звучное официальное название ARSENALE, связанное с непосредственным местом проведения. Основной проект разместился в здании бывшего оружейного завода — Мыстецком арсенале, памятнике зодчества конца XVIII века, построенном Иоганном Меллером и намеренном в скором времени, по словам его директора и комиссара биеннале Натальи Заболотной, превратиться в крупнейший музей. Мощное архитектурное творение площадью 60 тыс. квадратных метров сегодня отреставрировано на треть и по масштабам сравнимо с венецианским Arsenale, местом проведения главной мировой биеннале.

Киевский смотр не отошел от общепринятой международной практики: внятная структура (основной проект плюс специальная и параллельная выставочные программы) и приглашенный куратор-звезда. Таковым стал Дэвид Эллиотт, куратор и искусствовед, хорошо знающий как западное, так и восточное искусство (был директором в токийском Mori Art Museum, а также музеев Стокгольма и Стамбула). Эллиотт и придумал тему смотра — «Лучшие времена, худшие времена. Возрождение и апокалипсис в современном искусстве», взяв за основу строчку из «Повести о двух городах» Чарлза Диккенса, — и собрал около сотни работ художников — участников основного проекта более чем из 30 стран мира.

Арт-состав действительно впечатляет: модные китаец Ай Вэйвэй, ливанка Яэль Бартана, британцы братья Чепмен и Йинка Шонибаре, японка Шихару Шиота; классики Луиз Буржуа, Билл Виола, Яёи Кусама, Пол Маккарти, Борис Михайлов и Илья Кабаков. И главное — привезенные работы анонсированных еще в прошлом году звезд абсолютно соответствуют их международному статусу и обозначают его даже для неподготовленного зрителя. Кроме того, более 40 произведений были сделаны специально для биеннале в Киеве. Так, греческий художник Стелиос Фаитакис, привлекший внимание посетителей своими «византийскими» фресками в датском павильоне на прошлогодней Венецианской биеннале, в арсенале также расписал диптихом «Битва за Киев и Нестор Махно» две внутренние арки. Три монументальные инсталляции на тему взаимодействия человека с окружающей средой специально для пространства арсенала соорудила англичанка Филлида Барлоу. А японец Удзино создал из старых советских радиоприемников музыкальную скульптуру «Радиоактивность», посвященную теме ядерной энергетики, актуальной и для Украины, и для Японии.

Отсюда и приличный бюджет, составивший около 5 млн долларов, — более половины этой суммы выделили украинское министерство культуры и городская администрация. (Для сравнения: бюджет последней Московской биеннале составил около 2,2 млн долларов.)

Биеннале стала первым и важным шагом на пути интеграции Украины в международный художественный контекст. Действительно, до сих пор ни одна из стран Восточной Европы, кроме России, не уделяла столь пристального внимания современному искусству на государственном уровне. Амбиции властей понятны — модные общемировые веяния contemporary art в страну привез и практически монополизировал украинский олигарх Виктор Пинчук, открывший в Киеве в 2006 году PinchukArtCentre. За шесть лет существования благодаря большим выставкам (здесь гостили экспозиции Дэмиена Херста и Вика Мюниса, Субодха Гупты и Джеффа Кунса, Такаши Мураками и Пола Маккартни) и учреждению интернационального арт-конкурса Future Generation Art Prize центр стал крупным международным брендом, а также примером серьезной материальной и образовательной поддержки проектов в области искусства. Кстати, во время проведения биеннале здесь проходит ретроспектива одного из самых влиятельных скульпторов современности Аниша Капура, построившего открытую на днях башню ArcelorMittal Orbit, своеобразный символ олимпийского Лондона. Так что сегодня в украинской столице концентрация мирового искусства, понятного и зрелищного, как никогда высока.

Киев