Ставки сделаны

Культура
Москва, 28.05.2012
«Эксперт» №21 (804)

В украинской столице открылась Первая Киевская международная биеннале современного искусства, сразу же получившая звучное официальное название ARSENALE, связанное с непосредственным местом проведения. Основной проект разместился в здании бывшего оружейного завода — Мыстецком арсенале, памятнике зодчества конца XVIII века, построенном Иоганном Меллером и намеренном в скором времени, по словам его директора и комиссара биеннале Натальи Заболотной, превратиться в крупнейший музей. Мощное архитектурное творение площадью 60 тыс. квадратных метров сегодня отреставрировано на треть и по масштабам сравнимо с венецианским Arsenale, местом проведения главной мировой биеннале.

Киевский смотр не отошел от общепринятой международной практики: внятная структура (основной проект плюс специальная и параллельная выставочные программы) и приглашенный куратор-звезда. Таковым стал Дэвид Эллиотт, куратор и искусствовед, хорошо знающий как западное, так и восточное искусство (был директором в токийском Mori Art Museum, а также музеев Стокгольма и Стамбула). Эллиотт и придумал тему смотра — «Лучшие времена, худшие времена. Возрождение и апокалипсис в современном искусстве», взяв за основу строчку из «Повести о двух городах» Чарлза Диккенса, — и собрал около сотни работ художников — участников основного проекта более чем из 30 стран мира.

Арт-состав действительно впечатляет: модные китаец Ай Вэйвэй, ливанка Яэль Бартана, британцы братья Чепмен и Йинка Шонибаре, японка Шихару Шиота; классики Луиз Буржуа, Билл Виола, Яёи Кусама, Пол Маккарти, Борис Михайлов и Илья Кабаков. И главное — привезенные работы анонсированных еще в прошлом году звезд абсолютно соответствуют их международному статусу и обозначают его даже для неподготовленного зрителя. Кроме того, более 40 произведений были сделаны специально для биеннале в Киеве. Так, греческий художник Стелиос Фаитакис, привлекший внимание посетителей своими «византийскими» фресками в датском павильоне на прошлогодней Венецианской биеннале, в арсенале также расписал диптихом «Битва за Киев и Нестор Махно» две внутренние арки. Три монументальные инсталляции на тему взаимодействия человека с окружающей средой специально для пространства арсенала соорудила англичанка Филлида Барлоу. А японец Удзино создал из старых советских радиоприемников музыкальную скульптуру «Радиоактивность», посвященную теме ядерной энергетики, актуальной и для Украины, и для Японии.

Отсюда и приличный бюджет, составивший около 5 млн долларов, — более половины этой суммы выделили украинское министерство культуры и городская администрация. (Для сравнения: бюджет последней Московской биеннале составил около 2,2 млн долларов.)

Биеннале стала первым и важным шагом на пути интеграции Украины в международный художественный контекст. Действительно, до сих пор ни одна из стран Восточной Европы, кроме России, не уделяла столь пристального внимания современному искусству на государственном уровне. Амбиции властей понятны — модные общемировые веяния contemporary art в

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (804) 28 мая 2012
    Новые назначения
    Содержание:
    Правительство доброй надежды

    Может быть, впервые в истории новой России кабинет министров составлен из профессионалов-технократов, а не политических назначенцев

    Разное
    Русский бизнес
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама