Боги жаждут

Культура
Москва, 04.06.2012
«Эксперт» №22 (805)

Архив пресс-службы

То, что «Любовь» Михаэля Ханеке — лучший фильм Каннского фестиваля, стало ясно сразу после премьеры (см. «Эксперт» № 21 от 28 мая). Ситуация не изменилась и к финалу. Награждение австрийского режиссера второй «Золотой пальмовой ветвью» подряд было закономерным и справедливым исходом фестиваля. Интереснее другое: всегда стоявший особняком суровый мэтр Ханеке на сей раз неожиданно угадал главную тему 2012 года. Ведь три четверти каннских картин были о любви.

All you need is love

В центре конкурса оказался не лучший, но своеобразный фильм 89-летнего патриарха Алена Рене «Вы еще ничего не видели» — литературно-театральная фантазия по пьесам Жана Ануя. Скоропостижно умирает именитый драматург, оставляя друзьям-актерам завещание: оценить новую постановку его старой пьесы, а заодно еще раз ее разыграть. Речь идет о драме «Эвридика», которая возвращается на экран и сцену многократным эхом, напоминая стародавний тезис о вечной повторяемости мифа, но и ставя вопрос о том, как вдохнуть новые эмоции в избитую сказку.

Свой вариант ответа дал другой француз-конкурсант — Жак Одиар, неожиданно перешедший от тюремной саги («Пророк») к жанру душещипательной мелодрамы. «Ржавчина и кость» снята лихо, сыграна броско, а национальный прокат уже лег к ногам этой картины — но Марийон Котийяр в роли безногой дрессировщицы косаток и ее бравый возлюбленный, боксер и отец-одиночка, собрали своим романом, кажется, все штампы современного европейского кино. Тут сколько эмоцию не нагнетай, от ощущения фальши не спасешься.

Другой вариант воскрешения подзабытого чувства — межкультурные союзы. Корейский лирик Хон Сан Су так увлекся неувядающей француженкой Изабель Юппер, что подарил ей сразу три истории любви в своей парадоксальной ленте «В другой стране», — да ведь и Ханеке предпочел делать «Любовь» на французском материале, с Жан-Луи Трентиньяном и Эмманюэль Рива. Хотя сегодня уже не только Париж считается столицей любви, но и Токио. Если в своем предыдущем фильме «Заверенная копия» иранец Аббас Киаростами выбрал в качестве символа вечного желания Жюльетт Бинош, то на сей раз он отправился в Японию, остановив свой выбор на более молодой и прекрасной во всех отношениях Рин Таканаси. Юная героиня картины «Как будто влюблен» — студентка, подрабатывающая девочкой по вызову. Однажды на ее пути встречается старенький профессор ее института, который называет себя дедушкой ночной бабочки и пытается спасти ее тело и душу. Сколь нежная, столь и беспомощная работа престарелого мэтра — воплощение нерастраченного творческого либидо. Страстное желание, объект которого с каждым годом становится все более смутным.

Более утилитарно к романтической теме подошли американцы. Ли Дэниелс в шестидесятническом ретродетективе «Газетчик» тоже нарисовал идеальный объект страсти. Явленной воочию грезой о первой любви оказалась провинциальная маникюрша в леопардовом платье и макияже «вырви глаз», неожиданно уместно разыгранная Николь Кидман. Шокирующее явление когда-то великой актрисы затмило невнятную интр

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (805) 4 июня 2012
    Протестное движение
    Содержание:
    Многовато вожаков

    Ставка на массовые уличные протесты все более явно изживает себя. Реальных политических дивидендов она принести не может, лишь создает пусть и не чрезмерные, но риски для страны, да мешает позитивно использовать возросшую социальную и политическую активность граждан

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама