Призрачная надежда на пиар

Международный бизнес
Москва, 04.06.2012
«Эксперт» №22 (805)
Действия немецкой автомобильной компании Opel все больше напоминают последние судороги утопающего. Кризисный автопроизводитель надеется решить свои многолетние проблемы с помощью радикального пересмотра рекламной кампании

Фото: AP

Opel должен четче позиционировать себя. Я уверен на сто процентов: Opel начнет пиар-наступление и подаст ясный сигнал, что у этой марки есть хорошее будущее» — слова члена наблюдательного совета Opel Яапа Тиммера казались бы неплохой саркастической шуткой, если не были бы произнесены всерьез. Рассуждая на прошлой неделе о новых спасительных пиар-стратегиях, член наблюдательного совета кризисного автопроизводителя пытался убедить журналистов издания Automobilwoche, что проблемы его компании лежат не в фундаментальных показателях производства и сбыта, а в неверном рекламном позиционировании. Впрочем, г-н Тиммер не пояснил даже то, как именно он предполагает улучшить пиар-кампанию своей марки.

Застарелый кризис

Между тем простые наблюдения за новейшей историей развития компании Opel показывают: автопроизводитель, на 100% принадлежащий американскому концерну General Motors, страдает не от недочетов в рекламных буклетах, а от серьезного многолетнего кризиса, вызванного неспособностью конкурировать на сложном рынке дешевых и средних по стоимости автомобилей.

Проблемы Opel начались еще в 1990 — уже тогда руководству компании впервые стало очевидно, что она страдает от избытка рабочей силы и не способна загрузить на полную мощность все свои конвейеры. Логичным шагом стало сокращение персонала. Только с 1990-го по 2005 год число работников немецких заводов Opel (помимо Германии у компании были производства в Австрии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Испании и Польше) сократилась с 45 тыс. до 30 тыс. человек.

Однако даже такая оптимизация, сопровождавшаяся массовыми забастовками рабочих, оказалась недостаточной. В 2009 году проблема избыточных производственных мощностей, а также невозможность конкурировать с производителями более дешевых малогабаритных автомобилей наложилась на мировой экономический кризис. В результате материнский концерн General Motors, сам катастрофически пострадавший от кризиса (в итоге он был выкуплен правительством США за 50 млрд долларов), всерьез рассматривал возможность продажи Opel за 7 млрд евро консорциуму канадской Magna и российского Сбербанка.

Прокрустово ложе Opel

Сделка по приобретению Opel, уже получившая полное одобрение канцлера ФРГ Ангелы Меркель (правительство Германии даже было готово предоставить для покупки кредит в 5 млрд евро), сорвалась в последний момент осенью 2009 года. Однако проблемы Opel никуда не делись. General Motors, оставшийся на плаву только благодаря многомиллиардным субсидиям администрации президента Барака Обамы, сознательно принес Opel в жертву другим маркам концерна (Baojun, Buick, Chevrolet, Cadillac, Daewoo, GMC, Holden, Isuzu, Jiefang и Wuling). Сегодня Opel зажат на европейском рынке и не имеет права продавать свою продукцию ни на богатейшем американском, ни на быстрорастущем азиатском — чтобы не конкурировать с другими марками.

Такое искусственное ограничение не позволяет Opel выйти на объемы производства, необходимые для достижения прибыли. Даже по официальным данным, распространяемым про

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (805) 4 июня 2012
    Протестное движение
    Содержание:
    Многовато вожаков

    Ставка на массовые уличные протесты все более явно изживает себя. Реальных политических дивидендов она принести не может, лишь создает пусть и не чрезмерные, но риски для страны, да мешает позитивно использовать возросшую социальную и политическую активность граждан

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама