Только самолетом

Спецвыпуск
Москва, 04.06.2012
«Эксперт» №22 (805)
В Ямало-Ненецком автономном округе до многих населенных пунктов можно добраться лишь по воздуху. Поэтому развитие надежного авиационного сообщения — один из приоритетов ямальских властей

Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в арктической зоне Сибирской равнины. Его площадь составляет 750 тыс. квадратных километров, на ней живет всего 542 тыс. человек — меньше одного человека на километр. А наличие 300 тыс. озер и 48 тыс. рек делает строительство автомобильных и железных дорог в этой местности безумно дорогим и крайне сложным с инженерной точки зрения. «Вопрос развития авиационного транспорта в северных широтах — это вопрос развития данных территорий, так как во многие пункты иначе невозможно добраться. ЯНАО один из тех регионов, где существует авиационное транспортное сообщение внутри округа, притом что в некоторых российских регионах не функционируют даже областные аэропорты», — подчеркнул в разговоре с «Экспертом» руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-аудит» Дмитрий Трофимов.

Авиационное сообщение на Ямале особенно с точки зрения организации перевозок внутри региона необходимо для нормальной жизнедеятельности. Поэтому несколько лет назад новое руководство округа решительно пресекло все дебаты по поводу того, что надо сократить дотации на авиаперевозки и продать региональную авиакомпанию, и начало целенаправленно развивать самолетные и вертолетные перевозки внутри региона, а также воздушное сообщение с Большой землей.

Укрепить ворота

Ямал сегодня один из немногих регионов России, где сохранилась система внутрирегиональных аэропортов. Сейчас здесь 15 аэропортов разной величины и значения (в советское время было 14). Самые крупные расположены в Салехарде, Надыме, Новом Уренгое и Ноябрьске — они могут принимать практически все типы воздушных судов. Аэропорты в Тарко-Сале, Красноселькупе и Тольке оборудованы грунтовыми взлетно-посадочными полосами, сертифицированными только под прием самолетов типа Ан-24 и Ан-26. На остальных аэродромах пока могут приземляться лишь вертолеты.

C этого года власти Ямала начали программу модернизации воздушных ворот округа, она рассчитана до 2020 года и стоит 10 млрд рублей. Реконструкция взлетно-посадочных полос при этом будет вестись на федеральные деньги, поскольку ВПП и их инфраструктура по закону являются федеральной собственностью. Понимая значимость укрепления ключевых аэропортов округа, губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин при первой же встрече с президентом РФ сказал о необходимости передачи важных транспортных узлов в собственность субъекта федерации, чтобы появилась возможность их дальнейшего развития. Решение руководством страны было принято, и в конце марта в собственность округа переданы акции Новоуренгойского авиационного отряда и 100% ОАО «Аэропорт Салехард» (без этого, как отмечает старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин, ямальское правительство не имело права вкладывать деньги округа в реконструкцию). Для салехардского аэропорта, который, кстати, планируют сделать международным, сейчас приобретаются 25 единиц специального оборудования и автотранспорта. В 2015 году намечено приступить к постепенной реконструкции и модернизации а

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (805) 4 июня 2012
    Протестное движение
    Содержание:
    Многовато вожаков

    Ставка на массовые уличные протесты все более явно изживает себя. Реальных политических дивидендов она принести не может, лишь создает пусть и не чрезмерные, но риски для страны, да мешает позитивно использовать возросшую социальную и политическую активность граждан

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама